— Вам пришлось научиться злиться, не проявляя агрессию!
— Но это невозможно! — быстро отозвался Жаб. — Ведь гнев по определению означает агрессию. Вероятнее всего, мне пришлось учиться всецело его подавлять.
— У меня на этот счет имеются очень большие сомнения, — возразила Цапля. — Гнев до такой степени представляет собой неотъемлемую часть нашего поведения, что подавить его без остатка невозможно в принципе. Давайте воспользуемся другой метафорой, на этот раз научной. Представьте наполненный газом цилиндр, который все больше нагревается. Давление в нем при этом постоянно растет, и он грозит вот-вот взорваться. Что можно по-быстрому предпринять, чтобы это давление снизить?
— Но это же очевидно, — ответил Жаб, — в первую очередь надо поскорее открыть вентиль
и мощной струей выпустить газ в атмосферу.
— В самую точку! — сказала Цапля. — Именно так некоторые учатся преодолевать свой гнев. Выпускают его на избранную цель мощной струей, а потом возвращаются к нормальному поведению. Но при этом забывают — или предпочитают не замечать, — что подобный подход оказывает на их отношения с окружающими неблагоприятное влияние и наносит непоправимый вред.
— Но тогда получается, что гнев, как я уже говорил, неразрывно связан с агрессией? — спросил
Жаб, упорно не желая сдавать позиции.
— Да, в данном примере все так и есть, и как раз это я и хотела вам продемонстрировать. Но теперь давайте подумаем вот о чем. Вернемся к нашему цилиндру с газом, в котором от нагрева повышается давление. Другой, не столь радикальный способ его снизить есть?
— Полагаю, что при желании себя можно вести сдержаннее и осторожнее, приоткрывая клапан самую малость, чтобы газ выходил из него постепенно. Вы это имеете в виду?
— Ну да! — воскликнула Цапля. — Вот видите, Жаб, вы сами нашли ответ на свой вопрос! По примеру очень многих других вы научились злиться, не проявляя агрессии. Взяли в привычку выпускать гнев медленно и по чуть-чуть, почти незаметно, чтобы никого не расстраивать.
— Но как? — горестно произнес Жаб. — Я не помню, чтобы когда-либо так себя вел.
— На вашей памяти у вас были приступы детского раздражения?
— А что, это и был гнев? — не без удивления спросил Жаб. — Я в том смысле, что пользы с них никакой и достигнуть с их помощью ничего нельзя.
— В том-то все и дело, мой дорогой Жаб, — терпеливо произнесла Цапля. — Приступы детского раздражения представляют собой проявления детского гнева, зачастую в виде реакции на произнесенное в адрес ребенка слово «нельзя». Сам он в такие моменты страшно злится, но его поведение лишено потенциала насилия и агрессии по отношению к источнику гнева. Он падает на пол, орет и топочет ногами, но не более того. Когда так поступают взрослые, порой говорят, что они закатывают истерику.
— Хмм… — протянул Жаб. — Думаю, что со мной в свое время такое тоже случалось.
И тут же добавил:
— Правда, уже довольно давно.
Книга «Психотерапия для депрессивных жаб» (18+) Роберта де Борда– психологическая притча, в которой через образы сказочных персонажей раскрываются процессы современного мира психотерапии. В течение десяти сеансов очень депрессивная жаба учится анализировать собственные чувства и развивать эмоциональный интеллект. В этом ей помогают беседы с психотерапевтом и понимание трех эго состояний: Родитель, Взрослый и Ребенок.
Это всемирная классика психологической литературы, в которой уже несколько десятилетий люди, страдающие от депрессии, находят утешение и спокойствие, а также это прекрасный учебник для специалистов психологического профиля, демонстрирующий грамотный процесс консультирования. Приобрести книгу можно по следующим ссылкам: