Многие родители сталкиваются с тем, что просьбы, обращенные к ребенку, приходится повторять несколько раз. Несколько подсказок помогут исправить ситуацию.
Действуем со скидкой на возраст
У детей старше трех лет активно развиваются навыки самостоятельной игры. Если ребенок увлеченно играет, то он мало реагирует на внешние раздражители. В такие моменты малыши просто не слышат просьбы родителей, обращенные к ним.
Много раз замечала, что нет смысла что-то просто говорит сыну, когда он занят с игрушками. Ребенок полностью погружен в свои фантазии, меня не слышит. Для того чтобы вернуть малыша в реальность, необходим физический контакт. Можно присесть рядом, погладить по голове, поинтересоваться сюжетом игры. Когда ребенок встречается со мной глазами, улыбается в ответ на мою улыбку, можно озвучить свою просьбу.
Этот метод работает с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Сейчас сыну уже двенадцать лет. И ему не нравится, если я глажу его по голове или дотрагиваюсь до плеча. Подростки очень серьезно реагируют на вторжение в личное пространство. Сейчас достаточно зрительного контакта. Сын отвлекается от своих занятий, смотрит на меня, слышит и понимает мою просьбу.
Кричать из кухни или другой комнаты бесполезно. Пока не будет зрительного контакта, просьба останется невыполненной. Пробовала много раз. Сын слышит, но не воспринимает мои слова как руководство к действию.
Используем короткие и четкие формулировки
Чем короче просьба, тем лучше ребенок ее понимает. Формулируя просьбу, необходимо использовать три простых правила.
- Используем короткие фразы.
- Говорим о чем-то одном.
- Говорим предельно прямо.
Дошкольнику необходимо переодеться, вымыть руки и сесть за стол? Следует просьбу поделить на три части:
- переоденься;
- вымой руки;
- садись за стол.
Чем короче фраза, тем проще ребенку ее воспринять. И следует отказаться от иносказаний и нотаций. Заметила, что лекция о том, что сразу после возвращения из школы следует переодеться, будет пропущена мимо ушей. Зато короткое "Переоденься, пожалуйста!" воспринимается как руководство к действию.
Напоминание должно быть еще короче просьбы. Если ребенок не привел в порядок свою уличную обувь, подхожу, заглядываю в глаза, говорю одно слово "обувь".
Не переходим на крик
Как быть, если вы повторили просьбу десять раз, но ребенок продолжает заниматься своими делами? В таком случае сложно не сорваться на крик. Так делать нельзя.
Крик в данной ситуации укажет на беспомощность родителей и их педагогическую несостоятельность. А вот желаемого эффекта от него не будет.
- Ребенок может испугаться, а в таком состоянии дети не воспринимают информацию.
- Ребенок привыкнет, будет реагировать только на повышенную интонацию.
Устанавливаем правила и границы
Формулировать свои просьбы к ребенку надо правильно. Много раз замечала, что важно четко обозначить временные рамки.
Например, прошу сына принести воду из уличного аппарата перед тренировкой. Он так и делает. Если просто попросить принести воды, то он отправится за ней только после того, как сделает все свои дела. Естественно, это будет уже после тренировки.
Хорошей базой для обозначения временных границ служит четкий распорядок дня. В этом случае ребенок точно знает, какие дела по дому в какое время делать.
Не скупимся на похвалу
Если ребенок ответственно относится к поручениям родителей, он заслуживает похвалы. Выполнение ежедневных обязанностей тоже полезно отметить.
У нас был "дневник хороших и полезных дел". Я в него записывала, что сделал сын в течение дня, чем помог. Убрал игрушки, аккуратно сложил одежду, помог нести покупки из магазина. В дошкольном возрасте сыну было интересно наблюдать, как заполняются странички этого дневника.
Хорошим стимулом является мотивация. Если ребенок помогает с уборкой квартиры, появляется свободное время для поездки в городской парк или для совместных игр.
Личный пример
Воспитание личным примером работает всегда. Если другие члены семьи игнорируют просьбы друг друга, то и ребенок будет поступать так же. Не следует забывать и о том, о чем просил сам ребенок.
Не надо делать дела за ребенка
В этом случае ребенок поймет, что рано или поздно взрослые сделают все сами. Если не делать дела за ребенка, то он получит возможность оценить последствия.
Не сложил грязную одежду в стиральную машину? Придется идти в школу или на тренировку в грязном. Очень эффективный метод. Достаточно одного раза, я проверяла.
Важно всегда быть готовым к диалогу. Бывает, что ребенок не хочет выполнять просьбу родителей немедленно. Он хочет закончить игру или сборку конструктора, дочитать книгу, досмотреть фильм. Это можно обсудить. Случается, что нет настроения для выполнения каких-то обязанностей. Такое и у взрослых бывает. Можно предложить альтернативу. Например, сегодня я выношу мусор, раз ты опаздываешь на тренировку. Завтра ты по пути из школы заходишь в магазин за хлебом и молоком.
Такой подход не только позволяет родителям добиться того, чтобы ребенок выполнял их просьбы. Дети становятся более ответственными и дисциплинированными, учатся грамотно распоряжаться своим временем.
Знаете другие эффективные методы? Расскажите о них в комментариях!
Благодарю всех, кто потратил время на чтение! Буду рада обратной связи и новым подписчикам!