Воссоединение семьи, свадьба друга и дедлайн на работе — это повседневные события. Почему такие события могут быть связаны с обострением боли при фибромиалгии? Понимание связи между эмоциональным возбуждением и хронической болью имеет жизненно важное значение как для профилактики, так и для лечения боли при фибромиалгии.
Те, кто страдает фибромиалгией, борются с симптомами распространенной боли, чувствительности к вибрации, давлению и прикосновению (гипералгезия и аллодиния); мышечной скованности; проблем с памятью ; и трудностей с концентрацией внимания. Тем не менее, эти симптомы приходят и уходят у большинства больных, что затрудняет диагностику и лечение . Именно здесь связь между стрессом и эмоциями играет решающую роль в возникновении боли.
Карта мозга для боли
Даже если у вас нет хронических болей, вы, возможно, уже ощутили связь между стрессом, эмоциональным возбуждением и болью.
У вас может быть старая травма, например, сильное растяжение лодыжки, полученное в старшей школе. Спустя годы вы едете за границу и только что опоздали на стыковочный рейс и заблудились в незнакомом аэропорту. Пока вы лихорадочно ищете справочную службу, чтобы перебронировать билет, вы замечаете, что мучительно хромаете, спеша по терминалу. Ощущения от старой травмы лодыжки, которая зажила 20 лет назад, вернулись снова.
Вместо того чтобы думать, что отрицательные эмоции вызывают боль , более точным будет рассмотрение эмоционального возбуждения как связанного с болью , которое приведет к полезным стратегиям управления.
Представьте себе мозг как паутину или нейроматрицу связей, включающих физические ощущения, воспоминания, образы, звуки, эмоции, мысли и поведение. Когда мозг регистрирует угрозу, требующую защиты, он выдает предупреждение, чтобы мы осознали опасность. Предупреждение часто приходит в форме физической боли.
Стимуляция любой отдельной части паутины активирует всю матрицу. Это означает, что старая травма лодыжки, которая изначально была связана с очень специфическими когнитивными, двигательными, сенсорными и эмоциональными элементами, может привести к похожему состоянию угрозы, которое вызвало боль 20 лет назад, просто пережив другое стрессовое физическое событие. Все, что нам нужно сделать, чтобы создать боль, это активизировать те конкретные контуры в карте мозга, которые изначально вызвали состояние угрозы. Как только мозг регистрирует угрозу, возникает боль.
Понимание нейроматрицы дает ключ к распутыванию связи между стрессом, эмоциями и болью.
Искусство замечать
У нас есть навык, от которого стоит отказаться — навык автопилота. Мы прекрасно справляемся с тем, чтобы проживать день, не осознавая событий, которые вызывают стресс, что мы думаем об этих событиях, какие эмоции мы испытываем на основе наших мыслей, какие воспоминания связаны с этими мыслями, событиями и эмоциями, и где эти эмоции ощущаются в нашем теле.
Наше отсутствие осознанности усугубляется тем фактом, что мы часто учимся отключать свое эмоциональное восприятие, когда нас переполняет стресс.
К счастью, повышение осведомленности — это навык, который мы можем освоить с практикой.
Несмотря на то, что мозг отслеживает тысячи процессов, представление мозга в виде четырех основных доменов может помочь нам повысить нашу осведомленность, чтобы мы могли отслеживать, оценивать и изменять его активность. Делая это, мы можем уменьшить влияние старых карт, которые вызывают боль, и переписать новые гибкие и адаптивные карты.
Представьте, что вы сидите в центре большого круга — круг имеет четыре области, на которые вы будете направлять свое внимание , по одной секции за раз. Секции включают наши пять чувств, физические ощущения, умственную деятельность и социальные связи.
- Пять чувственных ощущений: обратите внимание на то, что вы видите, слышите, ощущаете телом, обоняете и пробуете на вкус. Уделите столько времени, сколько захотите, чтобы сосредоточиться на настоящем и сделать все возможное, чтобы отложить суждения и ментальные комментарии.
- Физическое ощущение: Обратите внимание на физические ощущения в вашем теле, начиная с ног и заканчивая головой. Посмотрите, узнаете ли вы какие-либо эмоции, связанные с этими ощущениями или областями вашего тела.
- Умственная деятельность: Направьте свое внимание на свои мысли и эмоции. Постарайтесь замечать свои мысли и эмоции с открытостью , любопытством и добротой. Если с вашими мыслями и эмоциями связаны воспоминания, посмотрите на них так, как вы бы смотрели на интересные экспонаты в музее. Также обратите внимание на свои эмоциональные потребности в безопасности, принадлежности, автономии и компетентности. Вы счастливы, удовлетворены и довольны? Думайте о своих эмоциях как о датчике, который дает вам знать, чувствуете ли вы себя в безопасности и связанными или присутствует ли неправота или несправедливость.
- Социальные связи: Сосредоточьтесь на важных людях в вашей жизни и на вашем чувстве принадлежности, близости и связи. Замечая эти отношения, потратьте момент на то, чтобы пожелать каждому из них всего наилучшего. Уделите момент, чтобы попрактиковаться в благодарности людям в вашей жизни, включая себя.
С практикой это упражнение на осознанность может помочь вам ослабить связь между стрессовыми событиями, эмоциональным возбуждением и усилением боли, поместив свой разум на место водителя вашей жизни. Этот навык похож на то, что должен сделать человек, переживший ужасную автомобильную аварию, чтобы вернуть уверенность и самообладание при вождении по шоссе. В их мозге есть старая карта, которая активируется видами, звуками и запахами во время вождения, которые вызывают беспокойство и страх .
Навыки осознанности могут помочь нам перейти от реагирования на эти ассоциации к восприимчивости . В восприимчивом состоянии мы можем активно оценивать и изменять карту, беря на себя ответственность за свое благополучие.