Найти тему

Ядовитые плоды принципа: "Чего изволите?" в медицине. (Часть 1) Страх непонимания!

Оглавление

Конфликт врача и пациента последнее время начинает встречаться все чаще. Природа его сложна и неоднозначна. Но в ней просто необходимо разобраться.

Основная задача статьи - это высветить наиболее болезненные пункты взаимодействия между врачом и пациентом с целью их перевода в плоскость взаимного доверия для обоюдного блага.

Кто такой идеальный врач глазами пациента?

Идеальный врач - это человек, обладающий глубокими знаниями в области человеческого здоровья (и болезней) и применяющий их в соответствии с высокими моральными принципами исключительно во благо пациента!

Опытный, владеющий современными подходами и т.д. и т.п. При этом он внимательный, отзывчивый в меру добрый ,честный ,бескорыстный и ему можно доверять…. Уух! прямо как в трилогии Юрия Германа про Володю Устименко:" Я отвечаю за все!"

Взято из открытых источников. https://cdn1.ozone.ru/s3/multimedia-3/6679600491.jpg
Взято из открытых источников. https://cdn1.ozone.ru/s3/multimedia-3/6679600491.jpg

И вот вопрос. А как же так случилось, что врачам вдруг стало нельзя доверять?

Ведь врач - это зачастую тот, кого человек видит первым при рождении и последним в момент смерти. Примечательно, что на этих "приёмах" конфликтов обычно не возникает.

Зато они случаются между этими знаменательными событиями жизни. И особенно актуально это стало проявляться именно сейчас, когда все и вся вокруг коммерциализируется, в том числе и медицина. И именно это стало основной причиной недоверия к врачам. Основной, но не единственной!

А в чем ещё проблема то?

Проблема в подмене ролей.

Есть такая книга Э. Берн "Игры в которые играют люди и люди, которые играют в игры"

Взято из открытых источников https://mirknig.eu/image/cache/Bombora/igri-v-kotorie-igrajut-ljudi-ljudi-kotorie-igrajut-v-igri-1200x630.jpg
Взято из открытых источников https://mirknig.eu/image/cache/Bombora/igri-v-kotorie-igrajut-ljudi-ljudi-kotorie-igrajut-v-igri-1200x630.jpg

Так вот в ней описан интересный подход к пониманию природы человеческих конфликтов, - так называемый трансакционный анализ.

Она предполагает, что у каждого человека есть три основных психологических роли:

  • Родитель - авторитарность мнения (вы будете делать то что я сказал, когда я сказал и как я сказал!)
  • Взрослый - критическая оценка ситуации и поиск рационального обоюдовыгодного пути
  • Ребенок - "хочу на ручки и шоколадку"... ))

Так вот, конфликт возникает, когда происходит неосознанная подмена ролей, либо выбор роли, не соответствующей конкретной обстановке.

Взаимодействие врач-пациент в терминах трансакционного анализа
Взаимодействие врач-пациент в терминах трансакционного анализа

В контексте нашего повествования любые не конструктивные позиции например Пациент - "Родитель": Я требую, чтобы вы мне сделали то-то и то-то я ж Вам деньги за это плачу!" - приводят к конфликту.

Хотя здесь, одновременно прослеживается и психоформа "ребенок", что тоже не лучше! - Я хочу чтобы мне дали! Я не знаю как! Мне все равно как! Но я хочу!).

Врач при этом остается на позиции "взрослого": "Давайте подумаем как мы можем конструктивно решить имеющуюся проблему" или занимает неконструктивную позицию родителя: "ЯЖВРАЧ", или еще "лучше": обиженного "ребенка": "Ну как вы не понимаете, я все для Вас а Вы..."

При любом из этих раскладов, кроме взаимодействия "взрослый-взрослый" конфликт между врачом и пациентом неизбежен.

Так что же лежит в основе этого конфликта?? Может денежные отношения???

"- Они ж на нашем здоровье наживаются! Было бы бесплатно хотя бы!

- А что, если было бы бесплатно доверия было бы больше?

- Конечно!

Тогда откуда конфликты в районных поликлиниках?? Там вроде бесплатно!

-Ну, бесплатно хорошо не бывает!

Тогда безвыходный круг получается.

- Вы меня совсем запутали!"

Это пример стандартного диалога в стиле "врач-взрослый" - "пациент-ребенок". Но из него следует, что

деньги как таковые не являются основой конфликта. Они лишь подливают масла в огонь!

Подробнее об этом мы писали здесь

Так в чем истинная причина недоверия между врачом и пациентом, если не в деньгах?

В страхе! Да именно так. Поход к врачу всегда сопряжен со страхом! И страхов этих много! Вот пожалуй основные:

  1. Страх непонимания
  2. Страх принятия неправильных решений
  3. Страх необратимости последствий
  4. Страх принятия страданий
  5. Страх потерянного времени
  6. Страх несбывшихся надежд

Страх непонимания

Мысль №1

Врач далеко не всегда делает и говорит то, что хочет услышать от него пациент. Порой даже наоборот!

И это "порой" рождает недоверие, что в свою очередь провоцирует конфликты и агрессию. (Вообще агрессия есть проявление страха!... Да! скорее всего именно так). Если хотите изучить феномен агрессивности человеческого поведения, то об этом можно почитать как минимум вот здесь (но может "не зайти"!)).

Взято из открытых источников https://fkniga.ru/media/product/04/04031209/KA-00229464_02.jpg
Взято из открытых источников https://fkniga.ru/media/product/04/04031209/KA-00229464_02.jpg

Ведь я ж за это еще и деньги плачу)! - классическая фраза неудовлетворенного потребителя

Потому бывает, что пациенты ходят по врачам не в надежде услышать правду или истинно независимое мнение.......

А в надеже услышать то, что они хотят услышать. И это парадокс. Или нет? Ведь если человек оплачивает услугу то он соответственно и оценивает то как она должна быть выполнена? Разве не так?

А это и есть взаимоотношение "пациент-родитель"! А врач тогда кто??
Тоже родитель?! - Это неизбежный конфликт!

Пациенты не хотят возвращаться в реальность. Гораздо уютнее находиться в собственном мире, созданным иллюзиями. И не дай Бог кому-нибудь на этот Мир покуситься! А тем более еще и за деньги.

Ведь деньги есть синоним ответственности. Если мы платим кому-то деньги мы перекладываем на него ответственность за конечный результат!

Деньги зачастую автоматически переносят пациента в ранг "Родителя", ну или взбалмошного ребенка.

Но в медицине так не сработает!

Почему?

Потому что ответственность за свое здоровье несет сам пациент! Врач может помочь победить болезнь, но он не может подарить здоровье!

И это вызывает самый большой диссонанс и негодование у пациентов!

Врач может вылечить кариес. Но он не в его силах его предотвратить.

Это с чего в друг?

С того, что кариес возникает в силу высокоуглеводной диеты, неудовлетворительной гигиены и слабой устойчивости эмали (кариесрезистентности).

На какой из этих факторов может повлиять врач?

Правильно! Напрямую - Ни на какой!

Врач может лишь информировать об этом пациента. Помочь обучить его рациональной гигиене. Подобрать другую диету.

Но чистить зубы за пациента врач не будет!

Профессиональная гигиена не в счет. По факту она помогает лишь кратковременно.

На постоянной основе заботиться о своем здоровье должен пациент САМ!

Таких примеров масса, причем не только в стоматологии! (Гипертоническая болезнь - как следствие малоподвижного образам жизни и повышенного индекса массы тела! Хронический гастрит, - как проявление нарушений в регулярности питания и повышенной психо-эмоциональной лабильности, сколиотическая осанка как проявление слабости мышечного корсета и т.д. и т.п.)

По сути большинство хронических заболеваний является следствием "неправильного образа жизни"! И врач здесь может лишь усиленно бить по хвостам, но никак не решить проблему в ее корне!

И эта мысль не та, что люди хотят услышать от врача!

Хотя она полностью соответствует взаимоотношению "взрослый-взрослый".

Но задумайтесь: "Надо ли в принципе идти к врачу с целью услышать то, что Вам хочется? Какой в этом смысл?

Да! Правда иногда может задеть или даже обидеть человека. Она может не то чтобы не совпадать, а, порой, даже противоречить Вашим представлениям о реальности. Но это не означает, что врач неправ. Это означает, что Ваших знаний может банально не хватать, чтобы понять его точку зрения. Но разве вы приходите не за независимым мнением специалиста?

Каждый сам выбирает количество правды, которое может вынести. Цитата из книги И. Ялом "Когда Ницше плакал"
Взято из открытых источников https://kitobz.info/image/cache/catalog/easyphoto/11112/6018585396-1600x900-product_popup.jpg
Взято из открытых источников https://kitobz.info/image/cache/catalog/easyphoto/11112/6018585396-1600x900-product_popup.jpg

А здоровье это не тот случай, когда ваша правда никому не нужна!

В такие моменты врач может показаться безучастным, циничным, равнодушным и упрямым. Но уверяю вас, это не так.

У врача другой образ мышления. Он вынужден абстрагироваться от чувственной сферы восприятия и транслировать информацию такой, какова она есть.

C другой стороны это не дает ему права оскорблять чувства пациента. В любом случае он должен попытаться облегчить его страдания. Снять психологическое напряжение. Но это возможно только при абсолютном доверии между врачом и пациентом.

И вот здесь опять вмешиваются деньги!

Мысль №2

Медицина - это, пожалуй, единственная полукоммерческая область, в которой пациент платит деньги за то, чтобы ему добровольно причиняли меньшие страдания сейчас, с целью избежать больших страданий в будущем!

Хотя нет! Есть еще одна область - образование!

Там тоже педагог должен быть беспристрастен дабы из слегка инфантильного чада слепить более менее приличного члена нашего общества для его же собственного блага!

Почти как у проф. Преображенского в бессмертном "Собачьем Сердце".

Кадр из экранизации романа М.А. Булгакова "Собачье сердце" Взято из открытых источников https://pichold.ru/wp-content/uploads/2021/05/og_og_159479530321676543.jpg
Кадр из экранизации романа М.А. Булгакова "Собачье сердце" Взято из открытых источников https://pichold.ru/wp-content/uploads/2021/05/og_og_159479530321676543.jpg

Но сейчас люди так не мыслят! Это крамола!

И это еще больше подстегивает Страх непонимания действий врача (ну или преподавателя).

К тому же, еще ведь врач и ошибаться может!

Да к великому сожалению это так.

Мысль №3

В реальности врач – такой же человек, со своими слабостями и заблуждениями. И при этом он действительно отвечает за всё! И за всех!

Он принимает роковые решения, зачастую, влекущие необратимые последствия. Причем эти последствия могут быть как положительными и тогда он выполнил свой долг, так и отрицательными и тогда.....

А как проверить правильно ли поступает врач??

Практически никак!

Почему?

Мысль №4 (на сегодня крайняя)

Люди искренне считают, что в медицине все известно и врачу надо только нормально выучиться и владеть соответствующими стандартами и методами лечения.

То есть нормально оказывать услуги! И! Качественно выполнять возложенные на него обязанности.

Ну а пациенту остается лишь отыскать такого врача!

И это отношение потребителя. То есть в стиле "пациент-родитель" либо "пациент-ребенок". и то и другое плохо.

Но вот парадокс от которого порой становится не по себе:

В медицине практически ничего не известно на самом деле, потому и проверить правильно мыслит врач или нет пациент не сможет. Более того, порой не сможет это проверить даже другой врач!

Потому попытки найти "правду", перемещаясь от одного специалиста к другому кроме путаницы более ни к чему не приводят! Здесь обычно уже требуется действительно экспертное мнение, но это тема отдельной статьи.

Мы безусловно сделали гигантский шаг в развитии по сравнению с началом ХХ-го века. Но этот гигантский шаг для медицины является крайне незначительным в рамках фундаментального понимания механизмов саморегуляции здоровья человека. И потому врач всякий раз начиная лечение вступает в зону неизвестности. (Terra incognito - неизвестная земля!)

Человеческий организм - terra incognito! Сгенерировано ИИ
Человеческий организм - terra incognito! Сгенерировано ИИ
Ни одной инструкции ни к одному человеку не написано. Каждый более менее индивидуален, несмотря на внешнюю схожесть строения организмов.

То есть врач пытается всякий раз разыграть шахматную партию более менее сносно представляя правила по которым движутся фигуры. И НЕ более того! Никаких гарантий выигрыша НИ один врач предоставить не может!

А пациент требует гарантий и соответствующего отношения от человека, оказывающего ему медицинскую услугу. Пациенты хотят, чтобы врач не просто объяснял им свою точку зрения, а скорее даже защищал перед ними и доказывал правомочность своих решения. И при этом еще и гарантировал результат! То есть гарантировал то, в чем на самом деле сам не может быть уверен!

Потому что, если врач уверен в своих суждениях на 100% - он уже не врач!

................ продолжение следует

Ну а пока краткое резюме:

1) Принцип "Чего изволите?" не работает в медицине, так как соответствует системе общения "Пациент-Родитель/ребенок" - "Врач - как получится".

2) Его основным плодом является конфликт врача и пациента - есть следствие кризиса доверия, порождаемого страхом.

3) В структуре возможного конфликта деньги выполняют роль катализатора - обостряя и без того сложные отношения.

4) Единственная возможность избежать конфликтов - это встать на "конструктивные рельсы" общения врача и пациента в стиле "взрослый-взрослый".

Доверяйте друг другу и будьте здоровы.

Напишите, что Вы думаете по этому поводу? Мы обязательно ответим каждому. Так же ставьте лайки 👍, нам будет приятно, что вы оценили нашу статью. Подписывайтесь на наш канал, здесь будет много интересного.

Наши сайты: AMDybov.ru Orthochild.ru Gnathica.ru Gorstomcentr.ru

Тел: +74995770307; Whatsapp, Telegram: +79771113611

Москва ул. Генерала Ермолова 10/6 "ГорСтомЦентр"

Автор статьи: доктор медицинских наук, доцент Дыбов Андрей Михайлович.