Найти тему
BMW X2 на DRIVE2

Как образуется нагар? Качество топлива, степень сжатия, обороты двигателя.

-2

Речь пойдёт о бензиновых двигателях. Все они отличаются друг от друга и проблема рассматривается в целом, а не на примере какого-либо отдельного мотора. Это же касается и качества бензинов, обойдёмся без упоминания названий топливных компаний.

Начнём с качества бензина, от того какая топливно-воздушная смесь ( далее ТВС) формируется и как происходит процесс её горения в цилиндре во многом зависит будет ли образовываться нагар.

В целом качество бензина на АЗС выросло за последние годы, недоливы встречаются реже. Но это как измерять среднюю температуру по больнице. Не так давно на АЗС известной топливной компании залил в свой С4 бензин 95+, за 8-10 км до дома после заправки на этот отрезок пути уровень бензина в баке снизился не меньше чем на 5 литров. Такое характерно когда в топливе присутствует газойль. Подобные истории с разными марками бензина, на разных АЗС, наверно случались с каждым автовладельцем.

Моторы у всех машинок разные-атмосферные и турбированные, с разной степенью сжатия и давлением наддува. Но если где то в бак машины был залит "палёный" бензин то совет для всех один-не повышать свыше 2500-3000 обороты двигателя (на машинах с АКПП просто уменьшить скорость движения до 90-100 км/ч) и по возможности как можно быстрее долить в бак заведомо качественный бензин с более высоким октановым числом.

Некачественный бензин при относительно высоких оборотах мотора ( более 3000) сгорает в цилиндре не полностью, не успевает. Остатки фракций СН и СО в газообразном состоянии продолжают окисляться на всех поверхностях (в т.ч. поверхностях клапанов и катализаторов) на своём пути в атмосферу.

При нормальном техническом состоянии двигателя именно сочетание низкого качества топлива и высоких оборотов мотора часто является начальной причиной появления нагара на клапанах (особенно выпускном).

Далее проблема постепенно нарастает и усугубляется. При таком горении ТВС клапана нагреваются до более высоких температур и начинается процесс разрушения маслосъёмных колпачков. Со временем в цилиндры начинает попадать моторное масло и интенсивность образования нагара возрастает. Круг замкнулся.

Существует и другая, не менее опасная для мотора проблема связанная с использованием некачественного бензина-детонационное сгорание ТВС. При использовании бензина одной марки риск возникновения детонации возрастает при:
1. Увеличении оборотов двигателя.
2. Большей степени сжатия ( большем давлении наддува).
3. Большей температуре поверхностей деталей внутри цилиндра (при
работе мотора с напряжённым тепловым режимом, при повышенной
нагрузке).
4.В случаях когда нагрузка на мотор при его низких оборотах слишком велика, в современных машинах с АКПП это практически исключено.
Детонационное (взрывное) горение ТВС приводит к быстрому разрушению деталей и механизмов двигателя. Качество используемого бензина во многом влияет на то каким будет ресурс у мотора и если Вы любите движение на высоких оборотах двигателя ( от 4000 об. и далее) то лучше использовать бензин на одну ступень выше по качеству чем рекомендовано производителем Вашей машины.

Относительно С4 с мотором 1,6 ТНР- его характеристики таковы что полка крутящего момента при 1400-4000 об. коленвала и при скорости 100 км/ч это около 2100 об на 6-й передаче. Т.е. до 180 км/ч можно разгоняться не выходя за диапазон высокого крутящего момента мотора.
Я очень редко раскручиваю мотор более 3000 об., если хочется быстрее передачи вручную перекидываю-получается быстрее чем на механике.

КАЧЕСТВО БЕНЗИНА

Качество бензина определяется на соответствие по многим параметрам, для автовладельцев наиболее важны его октановое число (далее ОЧ) и содержание в нём серы. Повышенное содержание серы в топливе опасно тем что её кислотные оксиды образуют в соединении с парами воды кислоты, происходит постепенное разрушение поверхностей деталей, выхлопные газы более агрессивны.

Но к содержанию серы в бензине как бы претензий нет, все бензины проходят испытание на медной пластине и в их сертификатах это как бы отражено.

Октановое число бензина это то с чем регулярно сталкиваются автовладельцы, оно определяется по исследовательскому методу (ОЧИ) и по моторному методу (ОЧМ). У нас в стране бензин классифицируется по ОЧИ, т.е. по тому какими антидетонационными свойствами он обладает только при более "лёгком" режиме работы двигателя. При использовании бензина с более высоким октановым числом риск возникновения детонации при одних и тех же условиях уменьшается.Так бензин марки 95 имеет ОЧИ не менее 95, вроде бы логично.

Но вот ОЧМ бензина показывает его свойства при работе с более высокой нагрузкой. Машины на трассе едут именно в таком режиме. В США всё это учли и марка бензина определяется как (ОЧИ+ОЧМ)/2. Т.е. более полно, объективно учитываются свойства бензинов и как то очень сомнительно что там возможно добавление газойля в бензин.

Повышение качества бензина у нас, его доведение повсеместно хотя бы до уровня существующих требований наверно без применения максимально жёстких мер невозможно в принципе. И только после наведения порядка в этом лучше перейти к американской классификации.

Качество топлива попадающего в мотор очень влияет на его ресурс и некачественный бензин постепенно убивает моторы наших машин.

Существует и продолжение этой темы связанное с экологией и топливной эффективностью мотора. При увеличении степени сжатия двигателя топливо в цилиндре сгорает более полно, растёт крутящий момент мотора и его топливная эффективность. Так при увеличении степени сжатия с 10 до 15,5 топливный КПД мотора увеличивается на 10,5%. В свою очередь для создания таких моторов требуется топливо уже с другими характеристиками.По своим характеристикам ( топливная эффективность, удельная мощность и момент) такие бензиновые ДВС с наддувом будут приближаться к современным турбодизелям.

Для таких более экологичных моторов с повышенной степенью сжатия требуется и более экологичное топливо (ОЧМ не менее 95, ОЧИ не менее 110). Его возможно будет стандартизировать только по моторному методу (ещё один шаг вперёд) с условием обязательным что по исследовательскому методу октановое число не может быть ниже 110. Для примера-если состав топлива будет включать в себя 30% базового бензина, 30% толуола, 30% этанола, 5% изобутилового спирта, 5% ЭТБЭ то такое топливо будет иметь ориентировочно ОЧМ-95,3, ОЧИ-112.
Так Мазда уже выпустила безнаддувной бензиновый мотор со степенью сжатия 16,3.
2019 Mazda CX-30 2.0 Skyactiv-X (180 лс) | Технические характеристики, расход топлива.
Расход топлива в городе 5.2 л/100 км
Расход топлива на шоссе 4.3 л/100 км
Расход топлива Смешанный цикл 4.6 л/100 км
Выбросы CO2 105 г/км
Топливо Бензин
Время разгона 0 — 100 км/ч 8.5 сек
Максимальная скорость 204 км/ч
Экологический стандарт Euro 6d
Соотношение мощность/вес 7.6 кг/лс, 131.6 лс/тонна
Двигатель
Мощность 180 лс @
6000 об./мин.
Мощность на литр рабочего объема 90.1 л.с./л
Крутящий момент 224 Нм @ 3000 об./мин.
Расположение двигателя переднее, продольное
Объем двигателя 1998 см
Количество цилиндров 4
Расположение цилиндров Рядный
Диаметр цилиндра 83.5
Ход поршня 91.2
Степень сжатия 16.3
Количество клапанов на цилиндр 4
Система питания Непосредственный впрыск
Тип наддува Безнаддувный двигатель
2-х литровый мотор 150 л.с. со степенью сжатия 13 для СХ-30 имеет крутящий момент 213 Нм на 4000 об., стоит обратить внимание на то что при степени сжатия 16,3 пик крутящего момента мотора сместился на 1000 об. ниже.

Кстати, использование нефти в качестве сырья для получения бензина (топлива) не является обязательным-гидрогенизация угля даёт прекрасные результаты и качество топлива не хуже, и по цене конкурентно. Однако стоимость топлива в нашей стране это отдельная тема.

P.S. Учитывая что сейчас мой С4 с турбомотором 1,6 ТНР ездит только на работу туда-обратно и по мелким делам в городе перешёл на 92-й экто. АЗС не балует, расположена удобно по дороге на работу, местные на ней предпочитают заправляться. Мотор не крутится более 2500 об
( 100 км/ч=2100 об/мин на 6-й передаче)., разницу с 95-м я не почувствовал. На моторе не просто так установлена система VTI.

-3

Цены на бензин мал-мало растут

-4

Ссылка на мою статью на DRIVE2: https://www.drive2.ru/l/669606155802133576/

Авто
5,66 млн интересуются