Вы видели картину Теодора Жерико «Плот Медузы»? Художник запечатлел страшную сцену на ней. Мы видим разрушенный плот среди океана, который едва держится на волнах, а каждая новая волна может стать для него последней. Изнеможденные люди в отчаянии хватаются за последний шанс и плот, а кто-то среди них смирился с участью и отказался бороться. А вы знали, что на создание этой картины художника вдохновила реальная история французского фрегата "Медуза"? Что произошло на самом деле, расскажем ниже.
По историческим меркам, совсем недавно, это между 1749 и 1816 годами, у берегов Западной Африки (от Западной Сахары до Гамбии) существовала спорная территория. За контроль над этой территорией претендовали две державы – Англия и Франция. В конце концов две державы договорились, и в 1783 году и подписали договор, обязывающий прекратить боевые действия в этом районе. Но, об этом договорились в красивых кабинетах, а не находящиеся там армии. Конфликт фактически продолжался.
Казалось, поражение Наполеона должно было однозначно решить, кто теперь хозяин в регионе, но французы так просто не хотели сдаваться.
Вот как раз об одном из экипажей корабля, который продолжал принимать участие в вооруженном конфликте, и пойдет речь. Корабль известен нам, как "Медуза". Он был спущен на воду в 1810 году.
На тот момент он считался ультрасовременным, большим, маневренным и быстрым. Его успешно использовали в течение 6 лет для боевых заданий у берегов африканского побережья. Он стал идеальным кораблем для нападений на британские конвои.
17 июня 1816 года корабль во главе с новым капитаном - Хьюго Дюруа де Шомарейс - отправились из Франции в Сенегал. "Медуза" был направляющим кораблем в небольшом конвое. Задание было следующее: доставить важных персон в порт Сент-Луис. На судне находился новый губернатор Сенегала, члены его семьи и вдобавок несколько сотен пехотинцев для обеспечения безопасности в месте назначения.
С самого начала путешествие не задалось. Время от времени ветер усиливался, придавая лодке небольшую скорость, но в целом движение было практически нулевым. Когда ветер полностью стих, маленьким лодкам в составе конвоя стало трудно двигаться против течения. В конце концов, часть конвоя оставила "Медузу", направившись другим курсом в надежде, что он будет получше.
После разделения кораблей капитан допустил несколько ошибок, которые стоили жизни многим людям.
- Во-первых, он послушал будущего мэра и пренебрег мерами предосторожности – пошел прямым и очень опасным путем.
- Во-вторых, поставил управлять кораблем одного из членов экипажа, который ошибочно принял облако за полуостров Кейп-Бланко.
Корабль сел на мель. Вдобавок ко всему, расстояние до побережья, где они находились, составляло 31 милю (это 49,89 км) и было очень опасно для человека из-за акул.
После того, как прошел первоначальный шок, команда приступила к работе, пытаясь найти способ выбраться с рифа. Был создан совет, и первой идеей было дождаться, пока наступит прилив.
Следующим вариантом было попытаться облегчить корабль, поэтому они отправились в трюм и выбросили все несущественное за борт, чтобы облегчить корабль, но, к сожалению, этого оказалось недостаточно. Команда попыталась избавиться от пушек, но была снята только часть, капитан не позволил выбросить все до единой. Итак, с 14 тяжелыми пушками, все еще находившимися на борту, корабль медленно погрузился в риф, еще больше застряв на месте.
Еще одним предложением стало построить плот. При этом все прекрасно понимали, что шлюпки достанутся знати, а остальные будут надеяться на прочность постройки. Идея была вполне жизнеспособной, ведь предполагалось, что плот совершит лишь одно путешествие на буксире, и не более.
Но, как мы уже поняли, команду корабля преследовали несчастья. На третий день настал шторм. Паника царила на тонувшем корабле. Люди стали наспех погружать все на недостроенный плот, выкидывая за борт припасы, рассчитывая, что их подберут по пути. Припасы только тонули.
Итак, настал день, когда команда все-таки решилась покинуть корабль. Капитан, губернатор и все важные персоны и высокопоставленные офицеры поднялись на борт первой баржи. Затем все остальные погрузились на вторую баржу, оставшиеся - на баркасы. Когда шлюпки были заполнены, на борту находилось в общей сложности 120 солдат, 29 моряков и около дюжины пассажиров, в том числе один 12-летний мальчик. По итогу на плот поместили 147 человек, 17 остались на полуразобранном корабле, не желая покидать его.
Только представьте накал обстановки, когда перебравшиеся люди, встав на деревянный плот, погрузились по щиколотку в воду. К счастью, он оставался достаточно устойчивым, на буксире мог плыть. Конечно, людям в лодках было очень тяжело тащить плот, они практически не двигались. Веревки кто-то порезал, лодки одна за другой исчезали из виду.
Люди на плоту поняли, что их бросили умирать. Плот был настолько заполнен, что у людей не было возможности двигаться, а после инвентаризации они поняли, что из еды у них только вино в бочках и немного печенья. Таким образом, они не только не могли передвигаться, но и у них практически не было еды для всех.
В первый день было относительно тихо. Люди обсуждали варианты спасения, строили планы. Все поменялось с наступлением ночи. Ветер. Он дул сильнее, чем надеялись спасенные. Надвигался шторм, началась паника. При каждом порыве люди падали друг на друга, сталкивали соседа или исчезали в волнах. Шторм усиливался, а кругом только кромешная тьма.
На второй день ряды несчастных поредели: кого-то унесло, кто-то скончался от полученных ранений, кто-то запутался в веревках и погиб.
Кажется, стихия не собиралась щадить никого. Следующей ночью снова разбушевался шторм. От плота осталась лишь его центральная часть. В течение дня ситуация только ухудшалась: люди начали злиться друг на друга, все стало перерастать в противостояние. В какой-то момент напряжение достигло предела, и один из участников конфликта был готов перерубить основную веревку. Началась драка с применением оружия.
На третью ночь ситуация ухудшилась. Без воды людям становилось все хуже и хуже. Выжившие говорили о галлюцинациях и страшных снах. Предположительно, в этот день не выдержала часть выживших, и около 65 человек прыгнули в воду, не осознавая, где они находятся.
На четвёртый день, проснувшись, несчастные обнаружили, что за ночь умерло ещё 12 человек. Из-за нехватки еды и воды некоторые люди пытались есть всё, что попадалось под руку: ремни от мечей, кожаные кошельки, лоскуты кожи и даже ткань.
На пятый день скончался самый молодой член экипажа, 12-летний Леон. Это означало, что из 147 человек, находившихся на плоту, осталось только 27. 15 из этих выживших держались, но остальные были очень плохи. Часть сошла с ума, кто-то был на грани смерти из-за полученных ран или голода. После жарких споров самые сильные из выживших решили, что если они позволят слабым умереть, то вина им хватит еще на неделю.
На семнадцатый день после крушения выжившие превратили парус плота в небольшую палатку, чтобы защититься от солнца. Так они просто сидели в палатке и ждали, что будет дальше. В то утро один из моряков выполз из палатки, чтобы посмотреть, близко ли они к берегу. Через несколько мгновений он вбежал обратно, плача от радости. На горизонте показался корабль, и он плыл прямо к ним.
Это был "Аргус", один из кораблей, входивших в их конвой. Пятеро из пятнадцати спасенных не выжили.
Капитан Хьюго вернулся на "Медузу" спустя 54 дня и то, чтобы попытаться вернуть свое золото. Невероятно, но трое из семнадцати человек, оставшихся на корабле, все еще были живы, да и корабль был в том же состоянии.
К капитану, конечно, было много вопросов, но больше всего волновал один: почему он не вернулся раньше? Вполне возможно, что могла возникнуть ситуация, что капитан бы избежал наказания, а история 147 могла кануть в лето. Но, один из один из выживших опубликовал свой рассказ в газете. История привлекла внимание общественности, да не просто привлекла, а разразился скандал. Общество требовало наказания.
В конечном счете, капитан Хьюго был признан виновным: в некомпетентном управлении судном и самовольном уходе с "Медузы" до того, как все пассажиры были сняты с борта. Затем он был приговорен к 3 годам тюремного заключения и лишь чудом избежал смертной казни благодаря своему благородному статусу. Также после этого случая, в 1818 году был принят закон, который позволял продвижение по службе только благодаря заслугам, а не титулам.
Итак, шедевр Теодора Жерико почти полностью отражает ужас того, через что прошли эти люди. Конечно, он уклонился от изображения каннибализма, а уважение к вооруженным силам Франции заставило его отказаться от любого описания вооруженного конфликта среди выживших. Но в любом случае, это все равно яркое изображение одного из самых ужасных событий, когда-либо происходивших во французском военно-морском флоте.
Будет интересно почитать