Найти в Дзене

Скульптура Летнего сада. Прошлое и настоящее

Велик тот, кто дает, и тот, кто принимает, но самый великий тот, кто и то, и другое свершить может

Это изречение на латинском языке высечено на одной из скульптурных групп Летнего сада. Сад практически ровесник Петербурга, создан по распоряжению Петра I в 1704 году. По задумке царя, это должен был быть не просто зеленый уголок природы, а парк, который не уступал бы городским паркам Европы и соответствовал всем правилам садово-паркового искусства.

Аллеи и скульптуры Летнего сада. Фото автора.
Аллеи и скульптуры Летнего сада. Фото автора.

Уважаемые читатели, сегодня мы познакомимся со скульптурным оформлением Летнего сада. Инициировал собрание коллекции скульптур все тот же Петр I. Желая превратить парк в летнюю царскую резиденцию и превзойти Версальское собрание скульптур короля Франции государь начал собирать собственную коллекцию.

Летний сад. Фото автора.
Летний сад. Фото автора.
Михайловский дворец. Фото автора.
Михайловский дворец. Фото автора.

А начнем мы наш экскурс в историю появления коллекции скульптур Летнего сада с информации о том, что подлинная декоративно-парковая скульптура начала XVIII века, украшавшая парк на одноименном острове около трех веков, сегодня хранится в залах Михайловского замка. После реставрации, в целях сохранения исторических реликвий, в 2009 году знаменитые мраморные статуи были перенесены в бывший императорский дворец.

Амур и Психея.. Школа Джованни Лоренцо Бернини. Конец XVII в. Фото автора.
Амур и Психея.. Школа Джованни Лоренцо Бернини. Конец XVII в. Фото автора.
Оригинальные скульптуры Летнего сада в залах Михайловского замка. Фото автора.
Оригинальные скульптуры Летнего сада в залах Михайловского замка. Фото автора.

Сделано это было из-за сырого петербургского климата, оказывавшего неблагоприятное воздействие на карбонатную горную породу. Проще говоря, мрамор стал разрушаться. От перепадов температур и осадков проблему не решал ни один способ укрытия скульптур: ни рогожка в в XVIII веке, ни деревянные футляры, применявшиеся до последнего времени. Кстати, первым подал идею закрывать мраморные изваяния деревянными ящиками скульптор Василий Демут-Малиновский, было это в 20-е годы позапрошлого века.

Слева направо: ""Аврора" Джованни Боннаца 1717г., "Полдень" Джованни Боннаца 1717г., "Юноша" Пьетро Баратта начало XVIII в. Фото автора.
Слева направо: ""Аврора" Джованни Боннаца 1717г., "Полдень" Джованни Боннаца 1717г., "Юноша" Пьетро Баратта начало XVIII в. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.

И вот, многолетней традиции - укрывания/открывания - пришел конец. Скульптуры перенесли в помещение. Вот уже 15 лет на своих исторических местах вместо подлинников стоят точные копии из "искусственного мрамора", стоят и украшают Летний сад - детище Петра I. Для изготовления памятников послужил современный материал - натуральная мраморная крошка различной фракции и полимерного связующего. Благодаря новейшим технологиям специалисты добились полной имитации исторического мрамора.

На переднем плане скульптурная группа "Похищение сабинянки", неизвестный скульптор XVIII в. Фото автора.
На переднем плане скульптурная группа "Похищение сабинянки", неизвестный скульптор XVIII в. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.

Коллекция представлена изображениями мифологических богов и богинь, муз, аллегорий добродетелей, стихий, времён года, а также скульптурными портретами римских императоров. Все это великолепие было задумано и воплощено в жизнь с целью прославления воинских побед и основания Санкт-Петербурга - новой столицы Российской империи.

Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
"Янус двуликий", неизвестный скульптор XVIII в. Фото автора.
"Янус двуликий", неизвестный скульптор XVIII в. Фото автора.

Всего на сегодняшний день насчитывается 92 скульптуры, в том числе 38 статуй, 5 скульптурных групп, 49 бюстов. Основная часть этого собрания экспонируется на выставке в залах Михайловского дворца. В том числе и скульптурная группа "Амур и Психея". Это ценнейшее произведение коллекции конца XVII столетия было выполнено одним из учеников знаменитого итальянского архитектора и скульптора Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) и представляет собой иллюстрацию сюжета из произведения «Метаморфозы» древнеримского автора Апулея, жившего во 2 веке нашей эры.

Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.

К 1710 году количество скульптур Летнего сада насчитывало около 30 штук. Со временем их становилось все больше и больше. К 1725 году коллекция около 200 экземпляров. Однако, после смерти первого императора России она стала разобщаться. Первыми скульптурами в Летнем саду появились "Церера" и "Флора". Случилось это в промежутке между 1707 и 1708 годами. Флора - богиня весны. Автором этой работы был Генрих Мейринг, немецкий скульптор. Интересный исторический факт, работал он в Италии под именем Энрико Меренго. Вторая скульптура, Церера, по античной мифологии являлась богиней плодородия и земледелия. Авторство этой работы принадлежит фламандцу Томасу Квеллинусу.

Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
"Беллона", автор Альвизе Тальяпьетра 1718г. Фото автора.
"Беллона", автор Альвизе Тальяпьетра 1718г. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.

Повторюсь, основное ядро коллекции приобреталось под руководством Петра I и выполнено итальянскими мастерами конца XVII - начала XVIII веков. Например, скульптурная группа "Мир и Победа. Аллегория Ништадтского мира" принадлежит Пьетро Баратта - одному из самых популярных скульпторов первой четверти XVIII века Венеции. Скульптура посвящена победоносному завершению Северной войны и подписанию в 1721 году мирного договора в городе Ништадте. Это одна из двух оригинальных исторических изваяний, находящихся сегодня под открытым небом в Летнем саду.

"Сатир и вакханка", неизвестный скульптор Начало XVIII в. Фото автора.
"Сатир и вакханка", неизвестный скульптор Начало XVIII в. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.

Установлена скульптурная группа у северного фасада Летнего дворца Петра I. Кстати, за историческую победу в войне со шведским королевством, длившейся с 1700 по 1721 год, Петр I получил титул императора Великого и наименование Отца Отечества. Скульптуру, посвященную победе России, приобретали Савва Рагузинский, Юрий Кологривов и Борис Куракин - доверенные лица самодержца.

Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.

Это люди являлись специалистами области искусства и были посланы Петром в Италию заниматься покупкой произведений искусства. Коротко познакомимся с петровскими резидентами. Граф Савва Лукич Рагузинский-Владиславич (1669-1738) - сподвижник Петра Великого, потомок герцеговинских князей Владиславичей. Будучи успешным международным негоциантом, Рагузинский оказался и одаренным дипломатом на службе у Российского царя. Благодаря ему был заключен Кяхтинский договор с Китаем. Он заложил основы балканского направления российской политики. Савва Лукич заложил основы внешней разведки нашего государства. Примечательно, что именно Рагузинский привез нескольких малолетних чернокожих мальчиков, выкупленных из рабства в Константинополе. Среди этих арапчиков был и Ибрагим Ганнибал - прадед Александра Сергеевича Пушкина...

Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
"Аллегория чистоты", неизвестный скульптор 1700-е гг. Фото автора.
"Аллегория чистоты", неизвестный скульптор 1700-е гг. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.

Следующий наш герой имеет боярское происхождение. С малолетства числился денщиком у Петра I. В молодости был отправлен в Европу обучаться артиллерии и кораблестроению. Помимо этого, в Италии изучал архитектуру. Освоил нидерландский, итальянский, французский и немецкий языки. Был принят на дипломатическую службу, представлял России в Европе. Помио дипломатии параллельно занимался закупкой предметов искусства для императорского двора. Это и живописные картины, книги, скульптуры. О его таланте и незаурядных способностях, помимо знания языков, говорит и тот факт, что Юрий Иванович Кологривов, а именно об этом человеке идет речь, перевел с итальянского языка первую главу трактата Витрувия - древнеримского учёного-энциклопедиста, архитектора и механика.

Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.

Борис Иванович Куракин (1676-1727) был близок к Петру Великому, являлся его своячником. Борис Иванович - первый постоянный посол России за рубежом. Он стал первым в роду Куракиных, освоившим дипломатическую службу и заложившим вековую традицию дипломатической службы этого русского княжеского рода. С шести лет входил в круг приближенных к Петру, был его спальником. Напомню, это придворный чин в Русском государстве в XV-XVII веках. Молодой Куракин дежурил в комнате царя, следил за чистотой, убранством и сохранностью царской постели, одевал и раздевал государя.

Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.

Двадцатилетним юношей отправлен в Италию обучению морского дела, фортификации и математики. Со временем получил чин дипломата, был послом России сначала в Италии, затем в Англии, Голландии, Франции. Одно время руководил всеми послами Российской империи, числившихся при европейских дворах. Это образованнейший человек. Знаменитый дипломат начал писать полную историю России. Завершить свой труд под названием "История о царе Петре Алексеевиче и ближних к нему людях" Куракин не успел, он скончался в Париже 28 октября 1727 года в возрасте 51 года.

Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.

Да, основная часть коллекции собрана в петровскую эпоху. Император всемерно радел за Санкт-Петербург, стараясь превратить новую столицу государства Российского в центр политической, официальной жизни, центр пропаганды искусств и наук. Летний сад с его шедеврами пластического искусства был примером продвижения новых идей и нового европейского образа жизни, имел назидательное и образовательное значение. На этом больше не буду отвлекать вас от созерцания исторических реликвий - произведений итальянских мастеров из каррарского мрамора, почти три столетия украшавших Летний сад Санкт-Петербурга.

Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Исторические реликвии Летнего сада. Фото автора.
Летний сад. Фото автора.
Летний сад. Фото автора.

На сегодня всё, не прощаюсь! Надеюсь вам понравилось! С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось - ставьте лайки, пишите отзывы. и не судите строго.