Найти в Дзене
WorkTruck

Белорусы живут лучше? Поговорим о суточных выплатах дальнобойщику

Приветствуем, друзья! Рейс без денег сейчас осуществлять невозможно (интересно, когда-то можно было?): если тягач поест горючки и с помощью топливной карты, то непосредственно сам дальнобойщик бензином или святым духом сыт не будет. Поэтому, если работник в найме, работодатель обязан выплачивать ему так называемые «суточные».

Основное отличие суточных выплат в том, что за них не надо отчитываться, как, например, за ночлег или запчасти в пути, по чеку. На сколько дней командировка – столько суточных и получи.

Если суточные потратил не полностью, то неизрасходованный остаток в кассу работодателя возвращать не нужно — в отличие от той части аванса, что направляется на покрытие расходов по, например, ночлегу. Вопрос только в дневном размере этого денежного довольствия.

А ещё часто возникающий вопрос: положены ли суточные водителю, рейс которого по времени укладывается в один день? Если дальнобойщик совершает рейс на территории России, то суточные в рамках однодневной командировки ему не полагаются. При командировке за границу — назначаются в величине 50% от тех, что установлены для зарубежных командировок длительностью более одного дня.

При этом работодатель вправе издать локальный норматив, по которому даже при однодневных командировках по РФ водителям гарантируются выплаты на текущие расходы вместо суточных. У вас как? Платят за однодневные рейсы?

Но вернемся к размеру суточных. На что тратит взрослый здоровый мужчина деньги в рейсе, поддерживая, так сказать, свою работоспособность? Естественно, на поесть – попить. С чистой совестью может потратить на сигареты или сходить в платный душ, но тогда поесть в этот день уже не получится.

В средней полосе России, например, один только обед в приличной придорожной столовой обойдется в рублей 500, если не шиковать: первое, второе, компот и булочка. При этом размер суточных выплат, установленный законом (для работодателя это означает лимит, необлагаемый налогами и сборами) – 700 рублей.

-2

Если добросовестный работодатель с мозгами и широкой душой выделит дальнобойщику больше, то заплатит больше налогов и сборов, а с самого водителя вынужден будет удержать НДФЛ (подоходный налог в простонародье) с разницы.

Тем не менее, средний размер суточных выплат для дальнобойщиков в России составляет сейчас 1500 рублей – т.е. доплачивают на самом деле многие. Немудрено: в первом квартале 2024 года расходы водителей в рейсах увеличились в среднем на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост связан с продуктовой инфляцией, увеличением услуг дорожных сервисов.

Получается, оттого, что законодательно закреплен такой небольшой лимит, страдают все, кроме госбюджета: работодатели платят больше налогов, вынужденно отнимая эту сумму от возможного повышения зарплаты, водители платят больше подоходного, стоимость рейса для заказчика из-за большей налоговой массы растет, как итог – растут и цены на товары для обычного потребителя.

А надо-то всего лишь поднять установленный лимит на законодательном уровне, как, например, в Беларуси: там предельные размеры суточных могут составлять до 1215 рублей при осуществлении внутренних перевозок и €150 за пределами страны.

-3

В ассоциации автомобильных перевозчиков России считают, что предельный размер суточных для дальнобойщиков необходимо увеличить до 1200 руб. при поездках по России и оставить на уровне 2500 руб. в рейсах за рубежом. А минимальный размер, который может стать компромиссом с транспортной отраслью, видится в размере 1,5 тысячи рублей на территории страны и 4 тысячи рублей при международных перевозках.

Что ж, ждём-с. А у вас какие суточные?