Найти в Дзене

Мошенники не дремлют

Телефонное мошенничество получило развитие с начала 2000-х годов, когда сотовый телефон стал массовым и доступным. В настоящее время, случаи телефонного мошенничества растут с каждым годом. Чаще всего в сети телефонных мошенников попадаются пожилые или доверчивые люди. При этом каждый человек может стать жертвой мошенничества, если не будет следовать простым правилам безопасности.

Стоит простому человеку один раз поднять трубку по звонку мошенников — и они будут названивать ему регулярно, причем по самым разным поводам. Сегодня они представятся сотрудниками банка и строго предупредят о «взломанном личном кабинете»; завтра предложат продлить договор мобильной связи, «иначе номер будет деактивирован»; послезавтра обратятся с предложением инвестировать в криптовалюту и нефть…

Распространенные варианты телефонного мошенничества:

Классика мошенников - «ваш родственник попал в аварию» и «я менеджер банка – ваши деньги хотят украсть».

В первом варианте, звонят псевдосотрудники МВД или сам «родственник» с историей о том, что он кого-то сбил, совершил иное правонарушение. Диалог выходит к одному варианту – срочно нужны деньги и скоро за ними приедет курьер, никому ничего ни в коем случае нельзя рассказывать или звонить. Чтобы обезопасить себя обязательно нужно позвонить человеку, о котором шла речь в телефонном разговоре, убедиться, что с ним все в порядке. Если не получается дозвониться до родственника, то пробовать узнать информацию о его местонахождении у друзей, коллег по работе.

Во втором случае звонивший представляется сотрудником безопасности банка или опять же сотрудником полиции и сообщает: ваши деньги в опасности, кто-то пытается прямо сейчас взять на вас кредит или запрашивает перевод денег, но выход есть – нужно всего лишь перевести все средства на «безопасный» счёт. В данном случае, лучше перезвонить на горячую линию банка и сообщить о таком звонке. Сотрудники банка не звонят самостоятельно по таким вопросам.

Однако «креативный отдел» у мошенников работает отлично, и они не останавливаются на проверенных временем схемах.

Россиянам начали присылать голосовые сообщения и звонить «родственники и знакомые» с голосами, сгенерированными ИИ. Искусственный интеллект научился не только генерировать голос «родственника», но и записывать видео сообщения с просьбами о помощи. А «банковские работники» теперь ещё и предлагают поставить некое антивирусное приложение на телефон, которое якобы защитит данные в смартфоне, а по факту, при установке такого приложения, все ваши персональные данные утекут мошенникам.

Также мошенники в качестве целей начали выбирать тех, кто ищет работу. Поступает звонок от потенциального работодателя, который предлагает провести собеседование в онлайн-режиме и прямо в процессе заполнить анкету, где требуется указать и данные банковской карты. После беседы человек не получает никаких предложений по работе – только теряет деньги, а его карточка потом ещё и всплывает в схемах по «обналу».

Ещё одна популярная схема мошенников – предлагают выплаты от государства, звоня от лица сотрудников ФСБ, Росфинмониторинга, ФНС или Социального фонда России. Мошенники сообщают – деньги уже ждут, нужно только назвать данные карты.

Другой вариант: вы что-то нарушили и должны выплатить штраф, чтобы ваш счёт не заблокировали.

Самая новая мошенническая схема даже поэтичная – они представляются, собственно, мошенниками. Сначала звонит «сотрудник сотового оператора», который просит назвать код из СМС, чтобы продлить договор на оказание услуг связи. А уже следом звонят «спасители», которые рассказывают: вас обманули, но сейчас всё исправим, а дальше начинается схема с «безопасным счётом».

«Госуслуги» и мошенники

В отдельную категорию новых мошенничеств можно выделить случаи, когда целью становятся не банковские или паспортные данные, а аккаунт на «Госуслугах».

Аккаунт на «Госуслугах» могут использовать в разных «неприятных» вариациях. Во-первых, с помощью сервиса на вас могут взять кредит, используя фальшивые документы и вашу настоящую справку о доходах. Во-вторых, могут оформить налоговый вычет, самостоятельно отправив необходимые заявления, только указывая свой банковский счёт.

Аккаунт на «Госуслугах» — клад информации, где мошенники могут узнать о вас чуть ли не всё. Это могут использовать против вас при мошенническом звонке или рассылке.

Что категорически запрещено делать:

Нельзя сообщать кому-либо свои персональные данные, особенно пароли от личного кабинета, номера и PIN-коды банковских карт. Категорически нежелательно хранить такую информацию на компьютере или в смартфоне, а тем более на бумажке в кошельке. Нельзя переходить по сомнительным ссылкам, особенно присланным в СМС с подозрительного номера.

Берегите себя и своих близкий.