«Педагогом» — это, конечно, громко сказано. Пока только ассистентом педагога, но обо всём по порядку.
В нашей семье трудотерапия для детей была всегда. Оба ребёнка с удовольствием копошатся с бабушкой на грядках (их, конечно, совсем не столько, сколько было в моём детстве, да и дачу в целом мы строили для отдыха, для выезда моих родителей и детей, по большей части там беседки, клумбы, газон… грядки я какое-то время совсем не хотела, у меня они ассоциировались с девяностыми, когда они нужны были для выживания, но постепенно моя мама всё-таки небольшой кусок под декоративно оформленные грядки оккупировала, а я смирилась). По крайней мере, дети знают, как растут овощи (у нас есть знакомая семья, например, где дети не имеют представления, как огурцы и клубника появляются в магазине), как их подкормить, полить, укрыть от мороза и так далее. Сын с 7 лет умеет топить баню, сделать огонь в гриль-домике, пожарить мясо на костре и ему это нравится. Давно начал готовить, в 11 лет вёл кулинарный блог. Сейчас спокойно может накормить всю семью. Уже третье лето подряд с мужем вдвоём обрабатывают наше поле в 11 гектаров, которое мы всё мечтаем на старость лет превратить в поместье, а пока оно висит балластом, но ежегодного ухода требует, купили для этого трактор. Называют это медитативной практикой и принципиально никого не нанимают. Я на этом тракторе тоже один раз за лето медитирую, мне одного раза хватает))) В общем для городского жителя («ханырика городского», как называет нас моя деревенская бабушка) неплохо. Дочка многое перенимает у него. Кажется, если во всём мире отрубят интернет и электричество, они у меня не пропадут.
А вот к интеллектуальному труду в этом году я привлекла сына впервые (сейчас ему 15 лет), если не считать то, что он периодически монтирует мне всякие ролики (но это всё же больше ремесло, чем интеллектуалка). И вот об опыте интеллектуального труда расскажу подробнее. Он стал для меня новым впечатляющим опытом, который я теперь хочу искренне рекомендовать родителям подростков.
Весной я написала курс для детей от 7 до 10 лет «Мозг и его суперсилы». У меня есть гипотеза, что, если с самого начала формального обучения (то есть с 7 лет) развивать как навык то, что по-английски я бы назвала cognitive awareness, по-русски мне двух слов не хватает, это что-то типа «понимание человеком того, как работает его мозг и когнитивная сфера и умение этим управлять», так вот гипотеза, что, если это развивать с начала школы, то ребёнок быстрее научится учиться, ему будет легче справляться с академической нагрузкой. Я за то, чтобы так называемый cognitive awareness развивать, как отдельный навык, и давать, как самостоятельную область знаний.
Структура курса у меня родилась вот такая, ниже сразу приведу и фотографии, которые получились по итогу тестового прогона:
Урок 1. Что я хочу узнать?
(занятие построено по технологии задавания вопросов, в ходе занятия дети формируют список вопросов, на которые будем искать ответы в течение курса)
Урок 2 Как устроен мозг?
Урок 3 Где живут эмоции?
Урок 4 Как мозг «растёт», что такое нейроны, синаптические связи и нейропластичность?
Урок 5 Что такое мышление роста?
Урок 6 Как стать супергероем? Питание, движение, сон
Урок 7 Как стать супергероем? Общение, нейротренировки, защита от повреждений и вредных привычек
Урок 8 Как правильно учиться? Зачем мозг бывает в 2 режимах, сфокусированном и рассеянном?
Урок 9 Как устроена память, рабочая и долгосрочная, как ей помочь?
Урок 10 Как сделать свой мозг счастливым?
Урок 11 Что я узнал?
(подводим итоги, фиксируем ответы на вопросы, делаем проект «Идеальный день мозга» и плакат мышления роста, рефлексируем).
В рамках курса учатся не только дети. Всё пройденное (но только в более взрослом виде) также даётся родителям, ведь сформированные установки нужно ещё постоянно развивать после курса.
У меня возникла идея это тиражировать и издать в виде книги-методички, чтобы любой родитель и педагог мог со своим ребёнком /со своими детьми это пройти. Заинтересованные издательства уже есть, я пока выбираю. И конечно же, для доведения до совершенства курс нужно было прогнать на тестовой группе детей. Плюс, нужны яркие фотографии. Я решила провести тестовый прогон у себя в «ИнноПарке» и бросила клич о поиске детей в ТГ-канале «Учимся учить иначе». Желающих набралось очень много и быстро, но у меня в лабораториях в «ИнноПарке» умещается только 10 человек, поэтому я взяла первых десять. Так как я проводила курс у себя в «ИнноПарке», проводила сама, не нанимала для этого педагогов, пользовалась ресурсами «ИнноПарка» (оргтехника, печать, всякая посуда и оборудование для опытов, канцелярия), отдельно мне пришлось потратиться только на закупку расходников. Получилось 1000 рублей с ребёнка (реальная себестоимость, если бы я учла аренду, оплату педагога, закупку оборудования, печать, была бы около 5000 рублей с человека). Фактически бесплатно. Обмен был таким. Я даю ребёнку этот курс всего за 1000 рублей, а ребёнок участвует в тестовом прогоне плюс семья дает согласие на фото, хочу книжку снабдить фотографиями. Десять участников набрались за полчаса)))
Я всё это так подробно рассказываю, чтобы пояснить, что на курсе я не зарабатывала. Ни как автор, ни как педагог, который его вёл. Поэтому и сын тоже не зарабатывал. Тем не менее, когда я сыну предложила поработать со мной ассистентом педагога, он охотно согласился и назвал три причины: 1) ему интересна педагогика, он давно хотел попробовать, 2) он часто слышит мои вебинары, лекции, тема мозга, мышления роста и когнитивной сферы давно фоном присутствует в его жизни, а последние пару лет он и сам это активно изучает, ему это интересно, 3) он просто любит мне помогать, помощь предлагает часто. Потом мне ещё пришла мысль, что он может своё участие задокументировать и показать в портфолио для вуза как одну из внеклассных активностей (а ему этих активностей для портфолио нужно 10). В итоге появилась ещё и четвёртая причина.
Итак, сын стал моим ассистентом. Я ему определила следующие функции:
1. Создание реквизита. Он мне сделал классные плакаты с зонами мозга, со строением нейрона, а ещё мозг с ручками, к которому мы каждый день подрисовывали мышцы.
2. Общая подготовка перед каждым занятием. Так как занятия я сделала в формате STEM (это когда явление объясняется через объединение разных наук – математика, естественные науки, инженерия, технолгии, через создание моделей, проведение опытов), без Ярослава я бы, наверное, к каждому занятию в 45 минут готовилась по 3-4 часа, а вместе мы справлялись с подготовкой за 2-3 часа. Всё ведь надо нарезать, наклеить, подготовить, разложить и тд.
3. На самих занятиях Ярослав был в основном в роли «подай-принеси-раздай», но и в содержательной части тоже не удержался от участия, хотя об этом я не просила. Включался в объяснения, в приведение примеров. В первый раз я была готова возмутиться: «Так, я тут вообще-то главная и я веду, сейчас уведёшь мне детей не туда» - подумала я про себя, но в итоге это оказалось очень органично и к месту. Я спокойно ему разрешила меня дополнять прямо по ходу ведения уроков. Плюс у него сложились классные отношения с детьми, а у нас сложился отличный тандем ведущих.
4. Фото- и видеорепортаж.
5. Рефлексия вместе со мной после каждого занятия. Помог мне со стороны увидеть, как всё было, как дети реагировали на то или иное задание, как я звучала и так далее. Подсказал идеи, как некоторые вещи можно делать иначе. Со сторонним наблюдателем анализировать себя всегда проще.
В итоге, получилось круто. Вот, что дал этот опыт ему, по его собственному признанию:
1. Говорит, что и раньше, наблюдая за мной, знал, что быть педагогом – очень непросто, а теперь увидел, что это ещё сложнее, чем он думал. Даже не ожидал, что кроме того, что придумать урок, придумать задания, нужно ещё столько всего закупить, нарезать, притащить, раздать, был уверен, что про мозг и когнитивку, кроме как с помощью лекций и плакатов никак не рассказать. Очень уставал, когда мы заканчивали. График был такой. Мы приходили к 10.00. До 11.00 все раскладывали, готовили флип-чарты, расходники. До 13.00 вели. Потом ещё до 15.00 задерживались, чтобы подготовить следующий день. Не ожидал, что можно так уставать. Всего 2 часа чистого времени уроков, а вместе с подготовкой ты занят с 10.00 до 15.00 и при этом пятки горят и мозг кипит. А это всего 10 детей! Как же выживает учитель, у которого 5-8 уроков в день и по 30 детей, задумался он. Я рада, что он задался этим вопросом, ещё больше будет ценить учителей.
2. Вдохновлён тем, как много сложных вещей можно показать через модели, причём некоторые модели можно делать не только из подручных материалов, но и из собственных рук и даже из самих детей. Понравилось, что в педагогике столько возможностей для творчества.
3. Очень понравилось наблюдать за детьми, за тем, как они рассуждают, как каждый день растут над собой.
4. Впечатлился тем, что увидел весь цикл образовательного опыта. От целей, которые я ставила, до краткосрочных итогов, о которых нам рассказали родители. Ниже покажу пример скрина с отзывом одной мамы. А через пару месяцев после старта школы я ещё раз вернусь к родителям и снова попрошу поделиться, как эти новые знания и навыки удаётся закреплять в детях, как это помогает в учёбе. И вот Ярослав впервые так ясно увидел, как то, что педагог делает на уроке оседает в виде изменения установок и поведения. Раньше у него уже был небольшой педагогический опыт, когда в школе, работая в группах, он объяснял одноклассникам в своей группе что-то по языку. И его тоже всегда впечатляло, как кто-то не знал то или иное слово на иностранном языке, а после работы с ним уже знает, не умел использовать структуру, а с ним научился. А тут он увидел более тонкие настройки – как меняются установки при его непосредственном участии. Ликовал!
5. Отметил, что это стало нашим с ним особым приключением на двоих, чем-то, что нас объединило на целую неделю. Мы много смеялись, размышляли, мечтали, как круто было бы, если бы все дети планеты получили эти знания и навыки. Это же какой уровень осознанности был бы! Планетарный!
6. Возможно, выберет когнитивную сферу для дальнейшего изучения после школы, но ещё не решил.
Что это дало мне:
1. Я себя немного разгрузила, это факт.
2. Открыла для себя ребёнка с новой стороны. Я даже не ожидала, что он так органично вольётся. А как его полюбили дети… Обнимали и плакали на последнем занятии.
3. Получила обратную связь, которую мечтает услышать любая мать. На втором занятии две мамы (а мамы некоторые наблюдали за занятиями) подошли и спросили: «Не будете ли вы вести курс о том, как воспитать такого 15-летку? Ярослав кажется таким осознанным». Нет, курс проводить не буду, а услышать было приятно.
4. В конце курса я собирала отклики мам. Порадовало, что участие Ярослава даже оценили, как отдельный классный ход.
В общем, этот опыт мне со всех сторон показался полезным. Не понимаю, почему не делала этого раньше. Теперь очень хочу узнать про такой же опыт от вас. Предлагаю в комментариях рассказать, как вы профориентируете своих подростков и как знакомите со своей профессиональной жизнью. Или как с вами это проделали ваши родители, когда вы были подростком. Заранее спасибо всем, кто поделится.
Про книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно узнать тут.
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.