Найти в Дзене

Сепарационное тревожное расстройство: признаки по МКБ-11, причины, диагностика, лечение.

Оглавление

1.    Сепарационное тревожное расстройство, признаки по МКБ-11.

Сепарационное тревожное расстройство — это психическое расстройство, при котором человек испытывает сильную тревогу при разлуке или ожидании разлуки с домом или значимыми фигурами привязанности (обычно родителями или опекунами).

В МКБ-11 сепарационное тревожное расстройство относится к разделу «Расстройства, связанные с тревогой или страхом» и имеет следующий диагностический код: 6B05. Основные диагностические критерии сепарационного тревожного расстройства согласно МКБ-11:

1. Необоснованная и чрезмерная тревога, связанная с разлукой с домом или близкими людьми, на которых ребенок традиционно полагается.

2. Чрезмерная и постоянная тревога по поводу потенциальной утраты основных фигур привязанности или события, которые могут привести к разлуке.

3. Чрезмерное беспокойство о возможных несчастных случаях, которые могут случиться с фигурами привязанности и вызвать разлуку.

4. Чрезмерное сопротивление или нежелание выйти из дома из-за страха разлуки.

5. Чрезмерная тревога в связи с фактической или предполагаемой разлукой.

6. Расстройство длится как минимум 4 недели у детей и подростков и 6 месяцев у взрослых.

7. Симптомы вызывают клинически значимый дистресс или нарушение в важных сферах жизнедеятельности.

8. Расстройство не может быть лучше объяснено другими психическими расстройствами.

Таким образом, ключевой признак — чрезмерная тревога по поводу разлуки с близкими людьми или фигурами привязанности, приводящая к избеганию разлуки и значительным нарушениям.

2.    Сепарационное тревожное расстройство, причины.

Сепарационное тревожное расстройство (СТР) возникает из-за сочетания генетических, психологических и социальных факторов. Вот основные причины и факторы риска, которые могут способствовать развитию СТР:

1. Генетические факторы.

Наследственность. Исследования показывают, что тревожные расстройства могут передаваться по наследству. Дети, у которых в семье есть случаи тревожных расстройств, более подвержены риску развития СТР.

Генетическая предрасположенность. Некоторые генетические маркеры могут предрасполагать к повышенной тревожности и уязвимости к стрессу.

2. Психологические факторы.

Темперамент. Дети с определенными чертами темперамента, такими как высокая чувствительность, застенчивость и склонность к тревожности, более подвержены риску развития СТР.

Привязанность. Дети с неуверенной или амбивалентной привязанностью к родителям могут испытывать больше тревоги при разлуке.

Когнитивные стили. Дети, склонные к катастрофизации или иррациональным мыслям о разлуке, могут быть более подвержены СТР.

3. Социальные и средовые факторы.

Стрессовые события. Травматические или стрессовые события, такие как развод родителей, смерть близкого человека, переезд или начало школы, могут вызвать или усилить симптомы СТР.

Семейная динамика. Семейные конфликты, недостаток внимания или, наоборот, чрезмерная опека со стороны родителей могут способствовать развитию СТР.

Семейная модель поведения. Дети могут научиться тревожному поведению, наблюдая за родителями или другими значимыми взрослыми, которые демонстрируют чрезмерную тревожность.

4. Биологические факторы.

Нейробиология. Некоторые исследования показывают, что дисбаланс в нейромедиаторах, таких как серотонин и норадреналин, может быть связан с тревожными расстройствами.

Функционирование мозга. Аномалии в структурах мозга, ответственных за управление эмоциями и тревогой, таких как амигдала и гиппокамп, могут играть роль в развитии СТР.

5. Пример анализа причин.

Генетические факторы. У ребенка есть семейная история тревожных расстройств. Один из родителей страдает генерализованным тревожным расстройством.

Психологические факторы. Ребенок с раннего возраста проявляет высокий уровень чувствительности и застенчивости. Взаимоотношения с родителями характеризуются неуверенной привязанностью, где ребенок чувствует себя неуверенно при разлуке.

Социальные и средовые факторы. Семейные конфликты и развод родителей вызывают у ребенка высокий уровень стресса. Ребенок недавно начал посещать новую школу, что также стало стрессовым фактором.

Биологические факторы. Оценка ребенка показывает возможные дисбалансы в нейромедиаторах, что может быть связано с повышенной тревожностью.

Сепарационное тревожное расстройство — это комплексное состояние, вызванное взаимодействием генетических, психологических, социальных и биологических факторов. Понимание этих причин помогает в разработке более эффективных методов лечения и поддержки для детей, страдающих от СТР.

3.    Сепарационное тревожное расстройство, диагностика.

-2

Диагностика сепарационного тревожного расстройства (СТР) требует комплексного подхода, включающего сбор анамнеза, клиническое интервью, наблюдение, использование стандартизированных шкал и исключение других возможных причин тревожного поведения. Вот основные шаги диагностики:

1.    Сбор анамнеза.

Интервью с родителями и опекунами. Соберите подробную информацию о развитии ребенка, включая историю тревожных состояний и поведение в разных ситуациях. Узнайте о семейной истории тревожных расстройств и других психических заболеваний. Обсудите изменения в жизни ребенка, такие как начало школы, переезд или семейные конфликты.

Интервью с ребенком. Попробуйте установить доверительный контакт с ребенком в комфортной обстановке. Оцените уровень тревожности и дискомфорта ребенка при разлуке с родителями или домом.

2.    Наблюдение за поведением.

Наблюдение в разных контекстах. Проведите наблюдение за ребенком в домашних условиях, в школе и в других социальных ситуациях. Запишите случаи, когда ребенок проявляет чрезмерную тревогу при разлуке, а также уровень тревожности и поведения.

3.    Использование диагностических инструментов.

Стандартизированные шкалы и опросники.

4.    Исключение других возможных причин.

Медицинское обследование. Проверьте наличие соматических заболеваний или неврологических нарушений, которые могут вызывать или усиливать тревожность. Исключите другие медицинские причины, такие как заболевания щитовидной железы или дефицит витаминов.

Психологическое обследование. Проведите оценку когнитивных функций и общего уровня развития ребенка. Исключите другие психические расстройства, такие как расстройства аутистического спектра, генерализованное тревожное расстройство или посттравматическое стрессовое расстройство.

5.    Оценка критериев диагностики.

  • Чрезмерная тревога при разлуке, не соответствующая возрастной норме и продолжающаяся не менее четырех недель у детей и подростков (или шести месяцев у взрослых).
  • Проявления тревоги при разлуке, такие как нежелание или отказ покидать дом, идти в школу, быть одному, или повторяющиеся кошмары о разлуке.
  • Физические симптомы при предстоящей или реальной разлуке, такие как головные боли, боли в животе, тошнота или рвота.
  • Симптомы приводят к значительному стрессу или нарушают социальное, академическое или иное функционирование.

6.    Пример диагностики.

Интервью с родителями. Родители сообщают, что ребенок боится оставаться один дома и испытывает сильную тревогу при уходе в школу. Семейная история показывает наличие тревожных расстройств у одного из родителей.

Интервью и наблюдение за ребенком. Психолог наблюдает, что ребенок проявляет признаки тревоги при разлуке с родителями, такие как плач и физические жалобы. В кабинете психолога ребенок выражает страх быть разлученным с родителями.

Использование шкал и опросников. Родители и учителя заполняют опросники, показывая высокий уровень тревожности ребенка. Результаты шкал показывают значительную степень тревоги при разлуке.

Медицинское и психологическое обследование. Медицинское обследование исключает соматические заболевания и неврологические нарушения. Психологическое тестирование показывает нормальное когнитивное развитие, без признаков других психических расстройств.

Оценка по критериям МКБ-11. Симптомы соответствуют всем критериям МКБ-11 для сепарационного тревожного расстройства.

Диагностика сепарационного тревожного расстройства требует тщательной оценки с использованием комплексного подхода, включающего интервью, наблюдения, стандартизированные шкалы и исключение других возможных причин тревожного поведения. Важно проводить диагностику в кооперации с родителями, учителями и медицинскими специалистами для достижения наилучших результатов.

4.    Сепарационное тревожное расстройство, лечение.

-3

Сепарационное тревожное расстройство (СТР) характеризуется чрезмерной тревогой, возникающей при разлуке с домом или с теми, к кому человек привязан. Лечение СТР обычно включает комбинацию психотерапии, семейной терапии и, в некоторых случаях, медикаментозного лечения. Вот основные методы и шаги лечения:

1. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ).

  1. Психообразование. Расскажите ребенку и его родителям о природе СТР, его причинах и методах лечения. Объясните, что тревога является нормальной реакцией, и научите их стратегиям управления тревогой.

2. Семейная терапия.

  1. Обучение родителей. Обучите родителей стратегиям поддержки ребенка и управления их собственной тревогой. Помогите родителям понять, как их поведение может способствовать или уменьшать тревогу ребенка.
  • Создание позитивной среды. Поощряйте создание поддерживающей и стабильной домашней среды. Вовлекайте семью в совместные мероприятия, которые способствуют укреплению связей и снижению тревоги.

3. Школьные стратегии.

  1. Сотрудничество со школой. Обсудите с учителями и школьными психологами методы поддержки ребенка в школе. Создайте план действий на случай возникновения тревожных эпизодов в школе.
  • Постепенная адаптация. Начните с коротких разлук и постепенно увеличивайте их продолжительность, помогая ребенку привыкнуть к отсутствию родителей в школе.

4. Медикаментозное лечение.

  1. Антидепрессанты или анксиолитики. В некоторых случаях могут быть назначены селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) или другие лекарства для снижения тревожности.
  • Консультация с психиатром. Медикаментозное лечение должно рассматриваться только после консультации с психиатром и в сочетании с психотерапией.

5. Примерный план лечения.

5.1.Оценка и психообразование.

  • Начальная оценка. Психолог проводит интервью с ребенком и родителями, использует анкеты для оценки уровня тревожности.
  • Психообразование. Психолог объясняет природу СТР, обсуждает с ребенком и родителями методы лечения.

5.2.Когнитивно-поведенческая терапия.

  • Иерархия страхов. Составляется список ситуаций, вызывающих тревогу.
  • Постепенная экспозиция. Ребенок начинает с менее тревожных ситуаций (например, короткая разлука дома) и постепенно переходит к более сложным (например, целый день в школе).
  • Когнитивная реструктуризация. Ребенок учится заменять негативные мысли на более позитивные.
  • Навыки управления тревогой. Ребенок обучается техникам релаксации и глубокого дыхания.

5.3.Семейная терапия.

  • Обучение родителей. Родители обучаются стратегиям поддержки и управлению собственной тревогой.
  • Создание позитивной среды. В семье внедряются совместные мероприятия и ритуалы, укрепляющие связи.

5.4.Школьные стратегии.

  • Сотрудничество со школой. Создается план действий с учителями и школьными психологами.
  • Постепенная адаптация. Постепенное увеличение времени, проведенного в школе без родителей.

5.5.Медикаментозное лечение (если необходимо).

  • Консультация с психиатром. Обсуждается возможность назначения медикаментов.
  • Мониторинг и корректировка. Регулярный мониторинг реакции на медикаменты и корректировка лечения при необходимости.

Лечение сепарационного тревожного расстройства требует комплексного подхода, включающего когнитивно-поведенческую терапию, семейную терапию и, в некоторых случаях, медикаментозное лечение. Важно обеспечить поддержку и обучение как ребенку, так и его родителям, а также тесное сотрудничество со школой для достижения наилучших результатов.

Статью написал медицинский психолог, Владислав Якимов. Прочитать отзывы о психологе: Google, 2ГИС, Zoon, Firmika

Пожалуйста, пишите свои комментарии и ставьте лайки, поддержите автора позитивом!

Обращайтесь за психологической помощью!

+7-950-669-62-37

Telegram

Интегративная психология. Психолог Владислав Якимов.