В прошлой статье мы с вами выяснили отправную точку модернизма в искусстве, а также затронули основные черты того периода. Кто пропустил - смело тыкайтесь сюда, а затем возвращайтесь.
Итак, теперь мы с вами рассмотрим какие всё же программы, подходы и идеи возникли у художников. Не всё за раз, конечно.
Сегодня мы будем говорить про импрессионизм.
Откуда вообще взялось это название "Импрессионисты"? Слово «импрессионизм» произошло от французского impression — «впечатление». Впервые этот термин использовал журналист Луи Леруа в статье о выставке группы молодых художников «Салон отверженных». Он раскритиковал работы живописцев, а их самих назвал «впечатлистами» — то есть «импрессионистами». Леруа даже придумал историю про двух посетителей выставки, которые сошли с ума, увидев картину Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Художников «Салона отверженных» возмутил текст журналиста. И в знак протеста они сами стали называть себя обидным, как казалось Леруа, прозвищем «импрессионисты».
Вспомнить всех художников за раз, конечно, не выйдет, но не расстраивайтесь, когда мы закончим наш курс, отдельно по каждому направлению я постараюсь сделать подборку.
Импрессионизм
Импрессионисты - это первые художники, которые начали выражать своё творческое "Я" и реализовывать идеи, а уже только потом думать как на этом заработать. Про таких ещё говорили "пишут в стол".
Они изучали несовершенства человеческого восприятия и достижения оптики, чтобы обращаться к зрительной памяти наблюдателя и приглашать его к сотворчеству.
Работы импрессионистов - первая живопись, которая не существует без зрителя, а момент её становления происходит в процессе наблюдения. Что это значит? Их произведения настолько условны и упрощены, что если бы мы с вами не видели тех или иных событий в реальной жизни - мы бы не узнали этого на изображении.
Как пример мы можем взять работу Клода Моне "Впечатление. Восход солнца".
Если перестать вглядываться в картину и искать знакомые объекты, то на полотне можно увидеть лишь оранжевый круг, серо-синие полосы разных направлений и темно-синие пятна, напоминающие очертания людей в лодке.
Но наше воспоминание о хотя бы однажды увиденном восходе солнца "достраивает" картину в нашем воображении и позволяет увидеть всё это в упрощенном видении художника.
Импрессионизм всегда отсылает к нашему опыту и визуальным впечатлениям, которые мы получили в течение жизни.
Кроме того, каждый из импрессионистов так или иначе реализовывал собственных подход. Тот же Моне в начале своего творчества старался передать воздух и световоздушную среду, посмотрите, это отчетливо видно на его картине "Впечатление. Восход солнца" и "Маки".
А уже в 1890-ы годы Моне - это художник, который старается запечатлеть течение времени, например, в серии "Руанский собор". Течение времени запечатлеть не удается, но зато как меняется свет в течение дня - да.
Сюда же, к отцам-импрессионистам относятся и Огюст Ренуар - художник света и радости, который любой мотив превращал в переизобретенное им рококо - поэзию жеста, наполненного счастьем настоящего момента.
А Эдгар Дега? В своем творчестве вдохновлялся идеей художника-корреспондента и много экспериментировал с фотографическими ракурсами и идеей случайного момента.
Но что же в России? У нас одним из отцов импрессионизма был Константин Коровин.
Для картин русских импрессионистов характерна этюдность, незавершенность. Также у нас не писали городские пейзажи (а если и писали, то очень редко), предпочтение в этом плане отдавалось сельским или иным сюжетам, как это и сделал Алексей Саврасов.
Все эти идеи делают их модернистскими художниками, которые отступили от традиций и стараются расширить границы дозволенного.
А кого еще из импрессионистов вы знаете? Кого мы не упомянули сегодня? И кого бы вы хотели обязательно увидеть в подборке?
А в следующей статье мы с вами рассмотри что такое постимпрессионизм.
Также не забывайте написать комментарий к этому посту на вопрос "Что такое искусство?", иначе мы не сможем продолжить)
Всем хорошего вечера!