Найти тему

Раскрывая секреты современного искусства: Постимпрессионизм

Что такое импрессионизм мы с вами уже разобрали, кто пропустил - вам сюда. :)

Я думаю, что с понятием постимпрессионизма знаком каждый. Ну, каждый же видел картины Ван Гога или Поль Сезанна? Ну да ладно.

На всякий случай пойдём по порядку.

Постимпрессионизм

Постимпрессионизм как явление возникает на стыке веков. Это направление не имело общей программы, поэтому его название можно считать несколько условным.

Постимпрессионисты - художники, которые стали создавать собственные интерпретации реальности, не опираясь на установленные правила. В основном, на творчество художников этого направления обратили внимание лишь спустя несколько лет после финальной выставки импрессионистов.

Главное отличие постимпрессионистов от импрессионистов состояло в том, что они отвергали метод только зрительного наблюдения и изображения лишь внешности, поверхности явлений жизни.

Импрессионисты изображали пейзажи, для них было важно показать свет и цвет. А постимпрессионисты акцентировали внимание на символике работ.

Так кто же такие постимпрессионисты? Давайте посмотрим.

Винсент Ван Гог. Цвет как символ

Винсент Ван Гог - голландский художник, написавший свои главные работы во Франции. Думаю, все видели его картину "Звёздная ночь"?

Больше всего на его творчество повлияло увлечение Японией и культурой Дальнего Востока. И лишь не имея возможности поехать в Японию, Ван Гог отправился жить на юг Франции.

Мир Ван Гога - мир контрастов и пастозной работы с цветом, вдохновленной японской культурой. Японское искусство привлекало его тонкими и четкими линиями, чистым и ярким цветом, умением легко показывать обычные явления жизни.

Ван Гог увлекался гравюрами Утагавы Хиросигэ и Кацусики Хокусая. Он даже отобразил это в своей работе "Портрет папаши Танги". Обратите внимание на задний план - за спиной героя многочисленные копии этих мастеров в исполнении Ван Гога.

Цвет для Ван Гога - одна из важнейших составляющих картины. Он пользовался им "произвольно", чтобы лучше самовыразиться.

Если начать всматриваться в его картины, становится понятно, что цветом он выражает свои чувства и собственные ощущения, состояние души.

Самым радостным цветом у Ван Гога считается жёлтый, как на картине "Подсолнухи". Там просто огромное множество оттенков желтого. А вот красный и насыщенный зеленый - цвета тревоги, как на картине "Ночное кафе" (атмосфера заведения пугала художника) или на "Автопортрете с перевязанным ухом и трубкой".

Как думаете, что означал голубой?

В том, что Ван Гог начинает использовать цвет как символ отражения внутреннего состояния художника - новаторство в этой эпохе.

Анри де Тулуз-Лотрек. Линия может всё

Тулуз-Лотрек - это художник, открывший зрителю мир французских кабаре.

Он был графиком, и именно линия стала его главным инструментом при создании картин. С помощью линии он наглядно демонстрирует способность создавать настроение и эмоции.

Его искусство лёгкое и слегка карикатурное, оно без стыда высвечивает, но одновременно и отталкивает.

Главная цель Тулуза-Лотрека - зафиксировать живое, а не осудить современников. В его работах нет богатства оттенков, он равномерно заполняет цветом контуры фигур.

Афиша "Японский диван", Анри де Тулуз-Лотрек. Графика, 1893, 80.8×60.8 см
Афиша "Японский диван", Анри де Тулуз-Лотрек. Графика, 1893, 80.8×60.8 см

Афиша "Японский диван" - это минимум красок и действий, но силуэт дамы очертания музыкальных инструментов и руки дирижёра создают невероятную динамику.

И вот в чём новаторство Тулуза-Лотрека - он показал, что передавать настроение и эмоцию может не только цвет, но и линия.

Поль Сезанн. Форма - основа всего

Поль Сезанн стремился найти в природе постоянные величины, которые могут отобразить устойчивость и монументальность того, что есть перед глазами.

Поль Сезанн. "Фруктовый сад в Понтуазе", 1877
Поль Сезанн. "Фруктовый сад в Понтуазе", 1877

В его картине "Фруктовый сад в Понтуазе" пространство кажется безвоздушным. Живопись выглядит очень плоской за счет густых плотных мазков.

Поэтому Поль Сезанн предложил новую программу живописной компоновки объектов, в которой не будет ничего случайного и ненужного: композиция должна быть четко выстроена , а каждый объект должен представлять из себя конструкцию мазков одного направления, создающих нужную форму.

Поль Сезанн. "Скалы в Эстаке"
Поль Сезанн. "Скалы в Эстаке"

Уже на этой композиции мы видим стремление художника выбрать для каждой формы и цвета своё направление мазка, своего рода "штриховку". Таким образом он пытается показать геометрию предметов - конструкцию их формы.

Сезанн даже в портретах не стремился к точной передаче внешности, вместо этого он сочетал формы, цвета и направления мазка. А деталям не придавал значение.

Поль Гоген. Поиск новых сюжетов

Все художники того времени стремились найти новый яркий цвет и отойти от академического искусства.

Поль Гоген – Автопортрет На Голгофе
Поль Гоген – Автопортрет На Голгофе

Поль Гоген в своих поисках забрел дальше всех - аж на остров Таити. Именно здесь он надеялся увидеть другой, дикий мир, с новыми и свежими красками. Он был убеждён, что дикие народы тоньше чувствуют природу, значит и искусство у них не скованно условностями.

И он оказывается прав. Яркая палитра картин Гогена, написанная на Таити, тому доказательство.

Здесь же ему приходит одна из самых главных мыслей в жизни:

"Возвращение к дикому, первозданному в искусстве как возвращение к потерянному раю".

То есть художник призывает забыть об академическом искусстве и вернуться к первобытным сюжетам.

Как мы с вами узнали из двух последних статей, импрессионисты и постимпрессионисты заявили о новых возможностях живописи - форме, цвете, линии, сюжете и образе как отражении внутреннего мира художника.

Именно от импрессионистов и постимпрессионистов идут потом все новые и интересные стили.

В следующей статье мы с вами поговорим про фовизм.

Кого еще из постимпрессионистов вы помните?)