Найти тему

Раскрывая секреты современного искусства: Modern art

Оглавление
Обложка страдЕси
Обложка страдЕси

До этого мы с вами поверхностно разбирали modern и contemporary art.

И сейчас перед нами стоят следующие задачи:

  1. Рассмотреть подробно modern art и его истоки, основные черты и открытия стиля;
  2. Всë тоже самое, но ещё глубже с contemporary art.

Грубо говоря, мы разберем по полочкам "Что? Зачем? Почему?" и т.д.

Отправная точка Modern art

Модернизм изменил наше представление обо всём, что связано с искусством, какие цели оно преследует и как общается со зрителем.

Существует довольно много версий касательно того, что считается отправной точной модернизма. Давайте разберем некоторые из них:

1 Версия. Гюстав Курбе "Похороны в Орнане"

Почему Курбе? Его полотно стало настоящим скандалом:

  • на картине изображены простые люди, а не мифологические герои или святые. Это нонсенс того времени, так было не принято;
  • в картине нет динамики, все персонажи статичны, из-за чего для зрителей того времени не был понятен сюжет. То есть здесь действительно практически ничего не происходит, но почему-то художник захотел запечатлеть этот момент;
  • вместо скорби, а я напоминаю, что картина называется "Похороны в Орнане", люди заняты своими делами;
  • ну и последнее. Картина была своего рода провокацией. Если бы мы стояли перед ней в музее (а полотно действительно огромное 3,15 х 6,6 метров), то у нас бы сложилось ощущение, будто мы находимся в могиле. Такая уж у неё компоновка (обратите на низ картины).

Да уж, в то время Курбе со своим полотном произвёл полный фурор. Ну и скандал.

Но это было новаторство: пренебрежение правилам композиции и сюжетов, да и канонов самой живописи.

2 Версия. Жак-Луи Давид "Смерть Марата"

Это еще более ранняя работа. Но чем она не угодила и попала в этот список?

Ох, я бы сказала, что Жак-Луи Давид своеобразно "приоткрыл дверь" для современного искусства.

В этой картине персонаж возвеличивается до уровня античного философа, будто он умер не в собственной ванне, а в более патетических обстоятельствах, и эта полуромантическая поза придает картине совершенно другое звучание.

Но почему эта картина так всколыхнула общественность? Очередное новаторство. Смерть впервые настолько сильно романтизируют и идеализируют, да еще и в качестве натуры выбрали простого современника, хотя в то время было принято использовать язык метафор.

3 Версия. Эдуард Мане "Завтрак на траве" и "Олимпия"

Эдуард Мане - это уже один из первых модернистов, современных художников.

Так чем же людям не понравился Мане? В то время каждая работа проходила высший профессиональный ценз в специальном Салоне. И Мане его не прошел. Поэтому ему пришлось отправиться на второй Салон отвергнутых. И в итоге создается уникальная ситуация: на выставку Отверженных пришло больше людей, чем, на официальное мероприятие.

Картина Мане "Завтрак на траве" производит эффект взорвавшейся бомбы. Еще более яркое впечатление производит только следующая работа - "Олимпия".

Что не так с "Завтраком на траве"? С первого взгляда - ничего. Вроде всё он делает правильно, композиция пирамидальна, как у классиков. Всё по традициям. Но изображает то он своих современников, при чем не идеализируя их, а в современных костюмах. И ладно это. Мане изображает мужчин одетыми, а дам - нагими. Плюс он нарушает пропорции перспективы, написав женщину, которая стоит дальше, намного больше, чем нужно. И нарушает традицию академистов, используя два источника освещения.

Но самая страшная деталь для людей того времени - героиня переднего плана смотрит прямо на нас. Или даже сквозь нас. Смотрит устало, без декоративного взора, который обычно использовали при написании картин с эротическим подтекстом.

Только, пожалуйста, запомните, он НИКОГДА не был импрессионистом. А то во многих умных книжках пишут, мол вот "Эдуард Мане стал главой импрессионистического направления в искусстве и бла-бла-бла тра-ля-ля". Нет, нет и еще раз НЕТ.

Сам Мане постоянно открещивался от этого звания, так как не считал себя революционером. И стал им ненамеренно.

ВЫВОД: модернизм, по разным подходам, датироваться может с 1860-х по 1930-е или с 1890-х по 1930-е годы.

Основные черты и открытия художников Modern art

Если охарактеризовать искусство модернизма в нескольких чертах, то стоит обязательно отметить следующее: всеми творческими людьми и в целом обществом второй половины 19 века - начала 20 века двигала идея переустройства общества.

Приближение нового столетия пугало людей:

  1. стал популярен поиск истинной духовности в древних учениях и верованиях, обращение к гадалкам и колдунам, да и в целом усилилась вера в потусторонние силы;
  2. наука и технологии развивались с небывалой скоростью, культура очень быстро менялась (всё больше людей склонялись к агностицизму или атеизму).
«Галилей и Вивиани», Тито Лесси (1892)
«Галилей и Вивиани», Тито Лесси (1892)

Такое положение вещей уникально для рубежа 19-20 веков.

В это время художники начинают экспериментировать, чтобы произвести инновацию в мире искусства, который больше не отвечает запросам современности. Художники хотят создать новый язык искусства, ведь привычные ориентиры разрушены: академическое искусство больше не является доминирующим.

Появляются новые направления и авторские подходы (о них мы ещё поговорим). Но общество к ним не готово. Художников не понимают.
И тогда они начинают излагать свои идеи в виде
манифестов, в которых даются объяснения почему был выбран тот или иной подход к искусству. Стали формулироваться целые программы, подходы, идеи и мысли в текстах, чтобы быстрее объяснить публике что происходит с искусством.

Но как же трансформировалась роль художника? Какой подход был к искусству? Какие были образы и тенденции? Об этом мы с вами подробно начнем говорить в следующей статье.

Всем большое спасибо, что прочитали мою мини-лекцию!
Буду ждать Ваши вопросы и обратную связь!
До скорых встреч!