Найти в Дзене

Что делать, если психолог не справляется

Оглавление

Вопрос от читателей. Подростку давно пора было к психологу, но он не хотел. Потом, после потери бабушки, ребёнок сам высказал желание сходить к психологу, и та… не смогла его разговорить. Родителям было предложено: «Сделайте так, чтобы мальчик сам заговорил со мной». Нормально ли это? Рассказывает Лариса Юрьевна Овчаренко, доцент ИСОП МГПУ, кандидат психологических наук, клинический психолог, психотерапевт.

Фото: shutterstock.com
Фото: shutterstock.com

Как родители выбирают психолога ребёнку

Психологическая работа становится понятным инструментом для коррекции личностных особенностей, характерологических проявлений, поведенческих механизмов, снижающих качество жизни взрослых и детей.

Родители, выбирающие психолога для своего ребёнка, ориентируются на образование специалиста, опыт работы, отзывы. Хороший психолог (возьмем такое условное определение) обладает достаточным для работы образованием и опытом, владеет методами и технологиями практической работы, регулярно обращается к супервизору и своему психологу для поддержания профессиональной формы. Крайне важна личность психолога. Её воздействие и пример сложно переоценить.

Личностных особенностей профессиональных психологов довольно много, это делает каждого специалиста уникальным.

Основной инструмент работы — консультативный или терапевтический альянс клиента и психолога. Это система уникальных доверительных и надёжных отношений, которые способствуют росту клиента и психолога.

«Свой» специалист — основное условие успешной работы и качественного решения поставленных клиентом задач. Найти такого психолога подчас сложно даже взрослому, а для подростка это просто нерешаемая задача.

Есть контакт?

Но вернемся к контакту между специалистом и клиентом, особенно юным. Что же может пойти не так?

Допустим, мама малоконтактного ребёнка приглашает психолога, чтобы он помог с выстраиванием коммуникации, которая так важна для современного подростка. А подросток – молчун, ему не хочется много разговаривать, он не считает это нужным, а может быть стесняется и сторонится любого разговора. А родителям хочется, чтобы он был пообщительнее, со сверстниками дружил, во дворе гулял. На встречу с психологом, к слову, он тоже ехать не хочет. Что делать?

Фото: shutterstock.com
Фото: shutterstock.com

В компетенции психолога входит умение выстраивать коммуникации даже там, где тяжело и практически невозможно. Современные технологии позволяют самыми разными способами установить контакт: по телефону, в онлайн-варианте (с включенной камерой и без неё).

Психолог дает рекомендации родителям о том, как предложить прийти на приём даже когда ребёнок этого не хочет. Психолог может выехать на дом к неконтактному ребёнку и на первом этапе в присутствии родителя организовать работу в безопасной, с точки зрения маленького клиента, обстановке. Начать работать можно и при родителях, но рано или поздно им предложат выйти из помещения.

Есть одна очень важная особенность – любая психологическая помощь абсолютно добровольна и имеет заявительный характер. Только в этом случае при распределении ответственности между психологом и клиентом, мотивации ребёнка на работу возможен качественный результат.

Возможна ситуация, когда психолог ребёнку все же не подошел по разным причинам. «Тётя напугала», «Она напомнила мне злую учительницу из прошлой школы», «Чувствую, что не мой человек», «Мне не комфортна скорость работы», «Мне не нравятся шутки специалиста» и т.д. Так бывает, контакт не состоялся, нужно обращаться к другому специалисту. Это нормальная ситуация. «Своего» психолога действительно нужно найти.

Что делать, если ребёнок не хочет к психологу?

В ситуации, когда родитель считает, что его ребёнку нужен психолог, а сам несовершеннолетний не видит в этом смысла, работа с ним будет очень кропотливой (чтобы развить мотивацию к взаимодействию с психологом) или невозможной. Тогда психолог может проводить с родителями суррогатную сессию (этот приём предусмотрен в некоторых психологических школах). В этом случае с несовершеннолетним работают через маму.

Второй вариант — строить работу в рамках возрастно-психологического консультирования, когда родитель и психолог выстраивают программу взаимодействия взрослого и ребенка для его успешной социализации.

Самое неприятное — когда родители и дети встречаются с некомпетентным психологом. Причин некомпетентности довольно много: от особенностей образования, квалификации, до отсутствия профессиональной гигиены самого специалиста. Безусловно, нужно расставаться с таким психологом и обратиться к другим коллегам с более профессиональной подготовкой. Сейчас профессиональные психологические агрегаторы чутко следят за образованием специалиста, повышением его квалификации, количеством часов работы и личной терапии. С учётом этого можно ориентироваться на отзывы о работе психолога в открытых источниках или полученных по «сарафанному радио».

Л.Ю. Овчаренко, доцент ИСОП МГПУ, кандидат психологических наук, клинический психолог, психотерапевт. Фото: mgpu.ru
Л.Ю. Овчаренко, доцент ИСОП МГПУ, кандидат психологических наук, клинический психолог, психотерапевт. Фото: mgpu.ru