- Пожалуйста, научи меня ездить задом.
- Задом? Ты, наверное, хотела сказать "задним ходом".
- Ну, да, конечно, именно это я и хотела сказать - задним ходом. (Мой английский иногда даёт сбои, что приводит подчас к довольно пикантным ситуациям).
- Ну, тут всё просто. Кладёшь одну руку на руль, другую на спинку соседнего кресла, поворачиваешься в полоборота, смотришь назад (некоторые смотрят в зеркало заднего вида, но это не твой вариант). Нажимаешь на газ, закрываешь глаза и начинаешь молиться. Остальное машина сделает сама.
- А молиться обязательно?
- В принципе нет, но, на твоём месте, я бы не рисковал...
Так мой мальтийский приятель Питер объяснял мне принципы движения по мальтийским дорогам, где зачастую можно лишь въехать куда-то прямо, а выехать только задним ходом, причём, в горку. Дороги на острове это тот ещё квест, поэтому вопрос выживания за рулём для женщины средних лет, привыкшей к правостороннему движению, совершенно не является риторическим.
Итак, какие правила надо запомнить и неукоснительно соблюдать, чтобы за рулём не только выжить, но и удовольствие получить.
Первое. На Мальте левостороннее движение. Так сказать, наследие колониализма. Развитие автомобильного транспорта совпало с периодом, когда Мальта была в составе Британской империи, а, как известно, кто рулит, тот сторону движения и заказывает. Я об этом уже писала:
Второе. На Мальте нет прямых дорог. Все они извиваются, изгибаются, при этом поднимаясь и спускаясь по довольно крутым холмам и пригоркам, поэтому, если вам говорят "поезжайте прямо", это означает, что вы просто не должны никуда съезжать и повторять все дорожные выкрутасы.
Третье. Никогда не пытайтесь запомнить дорогу туда, чтобы по ней проехать обратно. Большинство дорог на Мальте односторонние, следовательно, если вы куда-то ехали по этой дороге, выбраться по ней же обратно в принципе невозможно. Есть масса дорог (хотя я бы скорее назвала их асфальтированными тропинками), где движение хоть и осуществляется в обе стороны, но разъехаться нельзя в принципе. Будьте готовы пятиться в случае появления встречной машины до ближайшего кармана и запаситесь терпением, ведь иногда это может быть метров 500, а то и больше.
Четвёртое. Развороты здесь осуществляются только через круг. При этом находящиеся на круге имеют преимущество перед теми, кто только собирается на него въехать. При этом следует научиться разворачивать как по внешнему, так и по внутреннему кругу. Въезжать на внутренний надо с правой полосы, так что не забываем вовремя перестроиться.
Пятое. Если увидите странные знаки (например, изображение кошек, уточек или ёжиков) сразу же тормозите. Это означает, что вы выезжаете на территорию, где эти животные привыкли переходить дорогу и вообще прогуливаться к собственному удовольствию. Не дай Бог кого собьёте, неприятностей будет выше крыши.
Знаки эти могут быть установлены как в городах, так и на шоссе, которые у меня не получается назвать скоростными хотя бы потому, что предельная скорость на них 60 км в час. Собственно, быстрее особо не разгонишься, потому что прямыми эти магистрали в принципе не назовёшь.
Шестое. Лошадки. Их здесь до сих пор много. В мальтийских ПДД чётко записано: лошадь всегда и везде имеет приоритет. Вне зависимости от того, что ей придёт в голову, в случае проблем виноват всегда будет автомобилист со всеми вытекающими. Как мне советовали бывалые мальтийские водители: увидела лошадку, сбавь скорость и держись подальше. Испугаешь животное, будешь иметь дело с хозяином, так что лучше не надо.
Седьмое. Парковки - громадная мальтийская проблема. Ладно бы их просто не было, но иногда они есть, но не ваши. Например, голубые (для инвалидов), или зелёные (для местных жителей) или жёлтые (для разгрузки). Есть города, где для приезжих бесплатные парковки отсутсвуют как класс. Хочешь остановиться - раскошеливайся. Многоярусные подземные парковки - отдельная песня. Здесь, похоже, никто даже не слышал ни об отбойниках, ни о разграничителях, ни о фосфоресцирующей краске. Освещение весьма условное, зато цена более чем конкретная.
Про мальтийскую манеру езды я уже писала, так что добавлять ничего не буду. Скажу одно: дело это заказное. Мне хватило года, чтобы начать ездить почти так же агрессивно, как это делает большинство здешних водителей.
На сегодня это всё, а пока - всем пока!
А это ссылка на ролик о том, что из себя представляют мальтийские просёлочные дороги.