Очередная находка из музея Павловского автобусного завода (ПАЗ). Заводской фотоальбом под названием «Автобус ПАЗ-672ВП высокой проходимости», посвященный испытаниям первого полноприводного «колобка». Напомню, что серийный павловский пассажирский внедорожник данного семейства имел название ПАЗ-3201.
Первый образец полноприводного автобуса семейства «672» появился в 1966 году. Он стал следствием осознания, что стандартный заднеприводный вариант с арочными шинами на ведущем мосте, за улучшенную проходимость расплачивался серьезными проблемами с управляемостью на скользких поверхностях, дополнительным шумом от шин, а так же невозможностью заменить спустившее заднее колесо.
В итоге появился вариант ПАЗ-672ВП (расшифровывается как «высокой проходимости») – с задним мостом с двускатной ошиновкой и ведущим управляемым мостом. Несмотря на логичное предположение о заимствовании ходовой от новейшего на тот момент полноприводника ГАЗ-66, по факту все было не так. От «шишиги» «колобок-вездеход» в чистом виде получил только 2-ступенчатую «раздадтку».
Задний мост был симбиозом из деталей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. От первого, -балка, редуктор и двускатные колеса, а от второго - кулачковый дифференциал повышенного трения. Передний ведущий мост был взят от ГАЗ-66, но получил оригинальные переходники позволявшие сохранить ширину колеи 1800 мм при установке колес типа ГАЗ-53А.
На фотоснимках ниже – условия, в которых испытывали автобус-внедорожник.
На первом опытном образце ПАЗ-672ВП был использован стандартный кузов с двумя служебными дверями. Правда для улучшения проходимости его пришлось приподнять над мостами, что привело к повышению центра тяжести. Как видно из фото, первоначально полноприводный «пазик» на испытаниях использовали как обычный заднеприводный вариант, нагружая людьми «под завязку». Видимо, именно тогда и стало понятно, что у вездехода сильно возросла склонность к опрокидыванию и перевозка стоящих пассажиров на нем была запрещена.
Заводские испытания ПАЗ-672ВП проходил весной и осенью на грунтовых дорогах в окрестностях Арзамаса. Причем, машина показала себя весьма неплохо и уже в 1967 году в министерстве утвердили технический проект полноприводного автобуса, а на ПАЗе приступили к изготовлению второго образца.
Чтобы компенсировать отсутствие стоячих пассажиров, уже на втором образце конструкторы избавились от задней служебной двери и места кондуктора, что позволило увеличить число посадочных мест с 23 до 26. А первый опытный ПАЗ-672ВП так и остался единственным полноприводником семейства с кузовом, имевшим две двери для пассажиров в заводском исполнении.
Всего было собрано только три опытных образца ПАЗ-672ВП. Уже в 1968 полноприводный «пазик» в соответствии с новой отраслевой нормалью превратился в ПАЗ-3201, под которым мы все его теперь знаем.
На фото - результаты заездов по дорогам. С одной стороны, были отмечены повреждения кузова, несмотря на то, что он был дальше от дороги, чем серийные «пазики». С другой - глядя на то месиво, по которому передвигался автобус, можно сказать, что он легко отделался. Может поэтому, уже в 1972 году с конвейера ПАЗа сошло 50 первых товарных машин.
Огромная благодарность заводскому Музею ПАЗ за помощь в подготовке материала.