Можно ли представить себе, как совсем маленький малыш-двухлеточка, еще и с особенностями развития - и вдруг посещает такой творческий кружок, в котором более-менее прилично и плодотворно могут заниматься дети минимум лет с шести, еще и более-менее "сохранные"?
Однако, судя по опыту уже нескольких лет работы кружковым педагогом в специализированном социальном учреждении для детей с ОВЗ, ни очень маленький возраст, ни отсутствие каких-либо навыков (ввиду диагноза) - не являются препятствием к посещению любых творческих занятий!
И даже такой тяжелый кружок, который веду я (оригами!) - открыт для ВСЕХ! И вовсе не потому что малыши-несмышленыши, не понимающие обращенную речь и не знающие совсем, что такое бумага или карандаш, вдруг резко захотели приобщиться к этому симпатичному искусству, нееет! Просто... программа обязывает!
Удивительно?
Вовсе нет! Больше удивляет, что родители таких ребят-малышат (взрослые, трезвые и адекватные люди) вдруг начинают всерьез верить, что, приведя на занятие ляльку в памперсе и с сосочкой-пустышкой во рту, они на выходе получат мастера-конструктора, который построит оригами-дворец за пару занятий и заселит его ювелирно-выделанными оригами-принцами и принцессами.
А если нет? Ну не может такого быть! Если люди приехали в СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ учреждение, работающее именно с тяжелыми детишками, то из маленького человечка любой степени "сырости" тут слепят хотя бы среднего школьника... и всего-то за 3 недели пребывания в стационаре!
Поэтому, снимаю шляпу перед теми родителями, которые смотрят на вещи честно. И, понимая, что всё, что написано в предыдущем абзаце - бред, включаются в команду, работают с ребенком вместе с медиками и педагогами на одной стороне! И стараются сделать своему ребенку хорошо, не придавливая его непосильной ношей, а трезво оценивая его возможности и способности. Ну и в какой-то степени жалеют время и нервы специалистов, работающих с их ребенком.
Антоша
Мальчик из стационара, 2 года, ментальные нарушения и задержка.
Маленький! Ну совсем маленький! Тот самый малыш, который "в памперсе и с соской"! Не разговаривает и даже не гулит. И ходит только с поддержкой. А еще - не умеет сидеть на стульчике за столом. Поэтому на занятиях (игротерапия, музыкотерапия и т.д.) сидит у мамы на ручках. А в игровой комнате - на полу на коврике.
Но, надо отдать ему должное, мальчик - мирный, милый и вовсе не скандальный (не требующий к себе ежеминутного внимания).
В общем, малыш как малыш! Хороший малыш!
Но ведь не для кружка оригами!
Разумеется, когда мы с коллегами из кружкового отдела распределяли занятия ребяткам из новой смены, Антошу я поставила в свой другой кружок (тогда он назывался "Ловкие ручки"), на котором катают шарики-валики и играют с куколками, бизи-бордами и простыми пособиями) и ничуть не помышляла записать его на оригами!
И даже не думала о том, что я кого-то обделила или обидела! Ведь я же все-таки ребеночка не проигнорировала и на свои занятия его ЗАПИСАЛА! Совесть моя чиста!
Однако...
На следующий же день после того, как занятия-процедуры ребятам распределили, а расписание - утрясли, в наш "творческий" кабинет пришла заведующая отделом и обратилась ко мне:
- Настюш, тут небольшая неприятность вышла. Мамочка Антона расстроилась, что им кружок оригами не поставили.
- Но он же маленький совсем, - возражаю я, - зато я его поставила в другой свой кружок, более подходящий по возрасту!
- А мамочке хотелось бы именно оригами! Ну поставь!
Ага! Но ведь... если я сейчас допишу Антошке в расписание занятия по оригами, то, простите, количество МОИХ занятий превысит норму "циферок" в программе. Получится, что эти занятия все равно нигде не зафиксируются, т.е. будто бы их и не было? А занятия-то - были! И реальные, а не нарисованные! Хммм...
- Ну тогда мне придется замазать в Антошином бегунке галочки напротив другого кружка, - отвечаю заведующей, - хорошо, пусть так и будет! Не в плюс, а вместо "Ловких ручек" поставлю ему оригами. Маленькому двухлетнему Антоше! Чтобы мама не расстраивалась!
Ненуачо! Желание подопечного (его родственника) - непременно должно учитываться! (без сарказма)
Итак...
Жду по расписанию Антошку. Размышляю, КАК я буду проводить занятие по оригами с таким ляликом...
В принципе, "лялики" мне уже попадались, но либо они были "почти обычными" детьми, либо мамы с ними работали "рука в руке", а мне оставалось только маму инструктировать. Но ведь Антошка - не просто малыш, он - "в памперсе и с соской"! И на оригами!
Занятие
Четко по времени, как положено, еще и предварительно постучавшись, а не "с ноги" (уважаю!), заходит мамочка, неся "неудобный" груз.
Совсем молоденькая девушка, ну вот прямо девчонка: маленькая, с детским кукольным личиком.
На одной руке - несет Антошку, прижав к себе, на другой руке - одеялко висит, клетчатое-шерстяное.
Мама улыбается, вежливо здоровается, просит разрешения пройти дальше... А потом говорит:
- Вы уж простите что я так. Я очень-очень люблю оригами... Ой, а у вас тут пирамидка на окне? А можно её нам тут, ненадолго, а? Ну, вот, мы сейчас один только уголочек свободный тут займём... Вооот... Позвольте?
И с этими словами передает мне в руки Антошку.
Ничего не понимаю. Смотрю на мамочку, а она - разворачивает одеялко и расстилает на полу возле рабочего стола (где лежат заготовки для оригами).
Потом берёт у меня Антошку и сажает на одеялко. Антошка при этом - молчит, соской чвякает, ни звука против...
А мамочка - уже руку к пирамидке протягивает:
- Ну, я тогда ему дам поиграть? Вы же разрешили, да? Вы не беспокойтесь, он ничего не сломает. А я в это время с вами оригами поделаю. Правда, мне очень нравится. Я помню, как мы в интернате оригами занимались - у меня хорошо получалось!
Я - в тупике... Честно - очень смешанные чувства...
Блин-блинский, да, конечно... да как я могу что-то сказать мамочке... И - нет, она же не наглая, правда? Просто такой вот человек, с таким взглядом на жизнь, на людей... В общем, почему бы мне действительно не позаниматься с НЕЙ, в конце концов?!
Да и, к тому же, Антошка - он, по-видимому, совсем не против! Сидит на одеялке, пирамидку разбирает, неумело, но очень старательно перебирая колечки. Не кричит, не уползает никуда, преспокойно соску сосет и иногда посматривает на маму.
Но всё равно спрашиваю у мамочки:
- А Антошка будет в процессе участвовать или как?
- Неее, ну вы что, - смеется мама, - какое ему оригами! Я же не лопатой ударенная, чтобы такого маленького заставлять! Пусть лучше поиграет в тишине! Да вы не беспокойтесь об Антошке, я слежу за ним. А вы мне не подскажете, как улитку делать? А то я уже не помню. Пожалуйста, давайте улитку сделаем, а?
Ми-ми-мииии! Ну точно, девчонка! Прямо подросток! Такая простая, но такая "няшная"... Да хоть улитку, хоть калитку, хоть маргаритку! Пожалуйста!
Или после 30 во мне уже начала развиваться старческая сентиментальность? Да, и что?
Ну и?
Тихо и культурно сидели, честно работали... Делали с мамой(!) улитку.
Мама - улыбалась, с любовью раскрашивала полученную улитку, потом тыкала этой улиткой в носик Антошке и говорила "бу-бу-бу!" А он - будто бы даже улыбался в ответ. И при этом - продолжал играть с пирамидкой, и тоже тихо и культурно...
И знаете, ничуть мне не было стыдно за то, что я на Антошкином занятии не уделила ни минуты времени "правообладателю"! А главное - мама довольна!
А мы за смену еще с ней успели наделать и цветочков разных, и зверушек и даже шапочек. И никаких неудобств! Ну, разве что немного волновалась, что какая-нибудь ЗамЗама войдет в кабинет и взгреет за занятия "не по программе". Ну и по шкафам пришлось ревизию сделать... в поисках простых, безопасных, но интересных игрушек для Антошки.
В общем, ничуть не жалею о той "галочке" напротив кружка оригами в бегунке маленького-маленького двухлетнего малыша... Ведь все было не зря!
А Вам дорогие читатели, милоты и доброты вокруг!