Перед вступлением в должность всегда советую молодому руководителю вдумчиво прочитать 3 книги, обычно это делаю еще на этапе ИПР сотрудника. Сам в свое время, перед вступлением в должность директора магазина, читал одну из этих книг, с остальными познакомился уже в процессе работы. Все это нужно для того, чтобы переключить свое мышление с позиции администратор на позицию лидера в коллективе.
Думаю, что краткий анализ книг, нужно будет провести в дальнейшем в следующих статьях, но пока вот список:
1. Саймон Синек – Лидеры едят последними (В моем понимании данная книга помогает молодому управленцу по-другому взглянуть на то как должен вести себя лидер в коллективе, а также не «одевать корону» из-за полученной должности)
2. Ден Кеннеди – Жесткий менеджмент (главное в управлении людьми, прочтешь различные кейсы как сделать так, чтобы команда работала максимально эффективно и приносила бизнесу прибыль)
3. Ицхак Адизез – Идеальный руководитель и почему им нельзя стать (сложится понимание как правильно сформировать команду, какие типажи людей бывают и что их может раздражать друг в друге) мега полезная книга для решения различных конфликтных ситуаций в коллективе
В данной статье хотел описать пул действий, для молодого руководителя, который только занял свою должность, либо перешел в другую компанию на должность директора магазина
Знакомство с командой
1. Провести общее собрание магазина, поприветствовать команду, обязательно подготовить краткий рассказ о себе, как о человеке и своем опыте работы. Тезисно обозначить свои цели в данном магазине и на данной должности
Важно:
Презентация себя не должна быть самолюбованием на 30 минут, все должно быть кратко и лаконично. Можно приправить юмором, если это уместно.
Совет:
Я всегда озвучиваю в своей презентации обязательным пунктом: «Коллеги, прошу отнестись с пониманием, так как я новый человек в этой (компании или должности) больше чем уверен, что будут моменты, когда мы будем бежать не туда и нам резко нужно будет остановиться и побежать в другую сторону😉. Прошу вашей поддержке в такие момент, а со своей стороны постараюсь их исключить😊» - опыт показывает, что такой принцип убирает часть настороженности, так как к тебе начинают относиться с пониманием и по-человечески, а не как к злому новому боссу, от которого не понятно, чего ожидать. Так же легко оперировать к этой фразе в моменты, когда, что-то пошло не так, и опять же это будет вызывать меньше негатива в команде
2. Запланировать и проводить личные встречи с каждым сотрудником. Обязательно фиксировать важные факты, о каждом члене своей команды, так как в первый день будет много информации и большая часть не запомнится. Поэтому в дружелюбной форме предупреждаем сотрудника в начале беседы, что фиксируем интересные для себя моменты, что бы потом ничего не забыть.
Данный подход позволить быстрее запомнить всех членов команды, и наладить с ними доверительные отношения. Ведь приход руководителя в новую команду стресс не только для самого руководителя, а и для всей команды
3. Если в штате магазина есть руководители отделов, старший кассир и старший кладовщик отдельно провести собрание для данных руководителей, уже более детально на нем обозначить план действий по достижению поставленных целей и полном вступлении тобой в должность.
4. С каждым из руководителей пройти и ознакомиться как обстоят дела в его зоне ответственности:
- как выстроены бизнес процессы?
- Соблюдаются ли регламенты компании?
- Удобно ли работать согласно тому как это реализовано в данном магазине
- Знает ли руководитель свою команду в непосредственном подчинении
5. Запланировать и пройти полный путь сотрудника в каждом отделе, для того что бы изнутри понять, как реализуются бизнес процессы
- Склад. Участвуй в приемке товара, начиная с его разгрузки с машины, стой на конвейере предпродажной подготовки и выноса его в зал
- Отделы. Участвуй в приемке товара со склада и его развеске, фиксируй все отклонения, задавай вопросы руководителям отделов если что-то делается не по регламенту
Проверка реализации планограмм в отделах
- Касса. Отработай день кассиром с открытием и закрытием смены, вникни так де в бизнес потери, ведь на кассовом узле могут быть одни из самых больших неизвестных потерь, как финансовые, так и товарно-материальных ценностей.
Сделай полный пересчет главного сейфа с утра (Ты не представляешь какие там бывают сюрпризы...)
- Смена дежурного администратора, пройди ее от открытия и до закрытия
- Проверь соблюдение регламента открытия и закрытия магазина
6. Зафиксировав все отклонения бизнес процессов и регламентов компании нужно разобраться почему это происходит?
- Оптимизация помогла ускорить бизнес процесс? Нет - делаем по регламенту
- Оптимизация сократила ресурсы на выполнение бизнес процесса? Нет - делаем по регламенту
- Руководители знают как делать правильно? Скорее всего нет - даем срок изучить, объясняем, что нам даст правильное выполнение бизнес процесса – и делаем по регламенту
*Что такое регламент того или иного бизнес процесса - в своей массе, это выверенный документ, который писали бизнес аналитики. Тестировали в компании, не на одном объекте, выявили эффективность данных действий перед остальными моделями выполнения задачи, была посчитана прибыль от экономии ресурсов, которые требуются для выполнения задачи. Далее написали регламент и внедрили в компанию.
Бывают исключения, когда из-за смены одного бизнес процесса, появилась возможность оптимизировать другой процесс, тут уже нужна обратная связь с мест от сотрудников.
7. Если видим возможность оптимизации либо, то что уже делают сотрудники положительно сказалось на выполнении бизнес процесса, обязательно даем обратную связь об этом своей команде и выходим к своему непосредственному руководителю с предложением об изменении (для этого лучше собрать данные и подкрепить их цифрами увеличенной прибыли либо сэкономленных ресурсов)
8. Провести мониторинг конкурентов. В любом случае, даже если в компании нет такого функционала, нужно проехать и познакомиться с предложением от конкурентов, их ассортиментом и выкладкой
Если функционал мониторинга в компании существует, то первые мониторинги провести с опытным заместителем либо администратором, который поможет сориентироваться. Запросить у отдела мониторинга полную выгрузку товаров к мониторингу, а не частичную.
9. Если в компании предполагается, что директор магазина работает с наценкой, обязательно проверь план - факт уровня наценки по сезону и месяцу, разбери факторы которые негативно и позитивно влияют на ее уровень
*Слишком высокая наценка тоже не очень хорошо, так как это может повлиять на уровень ТО, ведь магазин банально может быть дороже конкурентов.
10. Выгрузить остатки на складах, проверить наполненность магазина, если есть функционал проверить количество «мертвого стока», если он выше норматива компании продумать пути уменьшения данного показателя
*Мертвый сток - товар без продаж от 15 и более дней, в зависимости от его цены
11. Если в компании предполагается, что директор магазина может повлиять на ассортиментную матрицу, так же нужно в течении пары месяцев понаблюдать за продажами отстающих групп. При таком функционале будут приходить либо возможно самому выгрузить отчет в котором сравнивают продажи товарных групп в магазине и средний результат по сети, если у тебя продажи хуже, нужно разбираться почему, но в первую очередь посмотри наполненность магазина
Спустя месяц после вступления в должность
1. Присмотрись, возможно в команде есть потенциальные сотрудники для зачисления в кадровый резерв
2. Внедряй конкурсы для повышения ТО и вовлеченности сотрудников
3. Делегируй и учи этому заместителей/администраторов, тем самым вовлекая команду в работу над общим результатом, и развивая их.
Ежедневные точки контроля прописаны на этом канале в первой и второй части статей для Молодых директоров