Найти в Дзене

Ниндзя, матрица и идеальный образ в голове: как работает Ёсиаки Кавадзири — режиссер «Города чудищ», «D: Жажды крови» и «Манускрипта ниндзя»

Вероятно, вы уже лет 15, а то и больше не слышали про Ёсиаки Кавадзири — легендарного режиссера, чьи экспрессивные и телесные аниме так поражали фанатов мультипликации в 90-е. На самом деле он не ушел на пенсию, а с середины двухтысячных тихо занимается раскадровками для хайповых и не очень сериалов: от «Ванпанчмена», «Атаки титанов» и «Истребителя демонов» до «Магической битвы», «Выдающихся зверей» и «Провожающей в последний путь Фрирен». В честь юбилея «Манускрипта ниндзя» «Покебол с предсказанием» откопал архивное интервью мэтра, взятое в июле 2002 года ресурсом Redpill, и перевел для вас беседу, из которой можно узнать о его становлении, творческом подходе и отношении к «Матрице».

Ёсиаки Кавадзири
Ёсиаки Кавадзири

— Как вы относитесь к тому, как принимают ваши работы, — особенно «Манускрипт ниндзя», рекомендованный съемочной группе [«Матрицы»] как очень хорошее аниме?
— Что ж, я рад слышать, что его хорошо приняли. Очень лестно знать, что поколение режиссеров коммерческого полнометражного кино, которые моложе 40, как
Вачовски, приняли аниме-фильм «Манускрипт ниндзя» и фактически развили его визуальную манеру. Приятно, что элементы этого стиля передаются молодому поколению авторов.

— Прежде чем мы перейдем к «Аниматрице», расскажите, как вы стали режиссером.

— Давно, когда я только закончил школу, не было информации об анимационной сфере или о том, как стать аниматором. Меня больше всего интересовало найти профессию, которая позволила бы зарабатывать на жизнь рисованием или каким-то делом, связанным с дизайном или живописью, в частности, комиксами или мангой. Мое первое знакомство с миром анимации произошло, поскольку я думал, что изучение анимации — хороший способ улучшить мои навыки художника. Как только я понял силу комикса, которая подкреплена звуком и движущимися изображениями, то решил, что именно на этом и хочу сосредоточиться.

«Манускрипт ниндзя» (1993)
«Манускрипт ниндзя» (1993)

— Вы выпускали какую-нибудь мангу?

— В старших классах я рисовал комикс-иллюстрации, но ничего не продавал. Это было просто хобби.

— Как вы попали в аниме-индустрию?

— Я начинал как простой аниматор и супервайзер, а также работал над дизайном персонажей и в арт-дирекшне. Когда у меня появилось несколько возможностей поработать в качестве режиссера, я почувствовал себя на своем месте и получил настоящее удовольствие. Затем я снял полнометражный «Город чудищ».

— Поскольку вы не только рисуете, но и пишете сценарии, что появляется сначала: история или визуальный ряд?

— Визуальный ряд. Для меня всё начинается с образа. Кинопроизводство — это искусство, которое требует баланса между сюжетом, персонажами, визуальными эффектами, но в первую очередь это визуальное искусство, и моя работа требует некоторого жонглирования всеми этими элементами.

«Манускрипт ниндзя» (1993)
«Манускрипт ниндзя» (1993)

— Вы помните первые образы, из которых развилась история «Манускрипта ниндзя»?

— Когда я был ребенком, меня завораживала идея ниндзя — возможно, американских детей того же поколения подобным образом очаровывали вестерны или что-то в этом роде. В создании фильма о жизни ниндзя меня больше всего интриговала идея, что они всегда притворяются, обманывают друг друга. Помнится, в старом телесериале «Миссия невыполнима» (1966-1973) два противника постоянно использовали всевозможные уловки, чтобы перехитрить друг друга. Для меня ключевым моментом было найти какое-то визуальное выражение для этого.

— Поскольку некоторые люди могут быть незнакомы с вашим творчеством, не могли бы вы назвать некоторые из своих ранних проектов, а также более свежие работы?

— Конечно, мне бы хотелось, чтобы люди, которым увидят «Аниматрицу: Программа» и «Аниматрицу: Мировой рекорд», посмотрели все мои работы, но, если бы называть только несколько, которыми я действительно горжусь как фильмами и анимационными проектами, то назову «Город чудищ» и «Манускрипт ниндзя», а также недавно законченный полный метр «D: Жажда крови» — им я тоже вполне доволен.

«D: Жажда крови» (2000)
«D: Жажда крови» (2000)

— Вы делали много короткометражек?

— Помимо «Аниматрицы», моим единственным короткометражным проектом был «Бегущий человек», который входит в трехчастный фильм «Лабиринт сновидений» (1987). В Соединенных Штатах он, кажется: называется Manie Manie. Это потрясающий фильм; Энди и Ларри очень понравилось, и они сказали, что, по их мнению, «Мировой рекорд» имеет много общего с «Бегущим человеком».

— Не могли бы вы рассказать, чем отличаются сложности при производстве полного и короткого метров?

— В большом проекте одна из проблем — убедиться, что он не наскучит зрителям и не начнет испытывать их внимание. При маленьком хроне, наоборот, важно передать максимум информации за очень короткий промежуток времени. Для меня это вопрос понимания разницы в ритме между форматами и того, как люди наслаждаются длинными произведениями и короткими.

«Бегущий человек» (1987)
«Бегущий человек» (1987)

— Какова была ваша реакция, когда вы впервые увидели «Матрицу»?

— Я нашел её чрезвычайно интересной. Я был впечатлен визуальной частью, монтажом, сюжетом — и тем, что она работает как мейнстримное кино и развлечение для широкой аудитории, несмотря на затрагиваемые темы. Очень легко снять фильм с таким же сюжетом, чтобы большинство зрителей не смогли ничего понять, поэтому одна из вещей, которая меня восхищает в «Матрице», что у нее такая сложная история, но она по-прежнему чрезвычайно увлекательна.

— Что вы почувствовали, когда вас пригласили принять участие в «Аниматрице»?

— Это отличный проект. Меня очень привлекло то, что единственным ограничением было — использовать мир «Матрицы»; а так у меня была полная свобода. И поскольку там довольно сжатый хронометраж — от шести до десяти минут — это здорово.

«Аниматрица: Программа» (2003)
«Аниматрица: Программа» (2003)

— Откуда взялась идея для «Программы»?

— Одним из источников вдохновения было предательство Сайфера в «Матрице». Идея этого предательства заставила меня задуматься. Еще я попытался сыграть на том, что, как мне казалось, Энди и Ларри интересны определенные аспекты моей работы. Я также хотел сделать короткометражку, которая бы отражала мою индивидуальность и была чем-то, что не сделали бы другие аниме-режиссеры. Так что я выбрал очень сильного героя, девушку из «Программы». Это очень короткое произведение, и один из способов выделиться — придумать запоминающегося персонажа.

— Что касается стиля — насколько вы всё контролировали?

— Я написал историю, разработал дизайн персонажей, сделал раскадровку и много концепт-артов, но фактическую анимацию полностью доверил Ютаке Минове. Если вы сравните мои раскадровки с готовым продуктом, каждый кадр выглядит точно так же — мои концепт-арты послужили чертежами для того, что в итоге получилось. Так что, даже не анимируя самостоятельно, я чувствовал, что всё было заранее спланировано у меня в голове.

«Аниматрица: Программа» (2003)
«Аниматрица: Программа» (2003)

— Приходилось ли вам когда-нибудь заниматься адаптацией или работать с чужим сценарием?

— Я почти всегда работал над собственными историями. Три фильма, которые я упоминал ранее — «Жажда крови», «Манускрипт ниндзя» и «Город чудищ», — всё это мои оригинальные истории.

— Каково было написать историю и передать её другому режиссеру, как вы сделали с «Мировым рекордом»?

— Мой подход к созданию фильма по собственному сценарию (поскольку я уже спланировал всё от начала до конца) сводится к тому, чтобы создать максимально идеальный образ фильма, сложившегося у меня в голове, приблизиться к образам, которые я уже видел в воображении. Однако настоящее удовольствие, когда я передаю сценарий другому режиссеру, заключается в том, что я могу увидеть фильм, который не мог себе вообразить, хотя он и основан на моей истории. Я думаю, что «Мировой рекорд» Коикэ-сана намного лучше, чем получился бы «Мировой рекорд» Кавадзири. Это просто то, что я не мог бы даже представить.

«Город чудищ» (1988)
«Город чудищ» (1988)

— Во время написания сценария вы представляли, как бы срежиссировали его?

— После того, как я представил первый набросок «Мирового рекорда», я на самом деле много его переписывал при помощи Ларри и Энди. Так что к тому моменту, когда я передал сценарий Коикэ-сану, история уже сильно отличалась от того, что я представлял изначально, что-то гораздо ближе к «Бегущему человеку». Было приятно просто отпустить это, тем более что у меня очень близкие отношения с Коикэ-саном.

— Как эволюционировал замысел «Мирового рекорда»?

— Я искал героя, который был отличался от Нео так сильно, насколько это возможно. Кого-то, кто не будет интеллектуализировать всё, как это делает он, кто, возможно, немного больше в контакте со своим физическим «я». В случае с Дэном я нашел персонажа, который мог преступить физический мир и прорваться благодаря своей способности бегать.

«Аниматрица: Мировой рекорд» (2003)
«Аниматрица: Мировой рекорд» (2003)

— Вы думали о том, каким будет звуковой дизайн картины?

— Вместо того, чтобы реалистично отражать действие, я надеюсь, что звук не просто оживит историю, но добавит драматическое воздействие. С самого начала я с нетерпением ждал, когда смогу полностью доверить музыку Дону Дэвису. Я готов целиком положиться на него.

— Прошло некоторое время с тех пор, как новелла была закончена; как вы воспринимаете её сейчас?

— Думаю, моя режиссерская карьера закончится, когда я буду удовлетворен тем, что сделал, поэтому каждый раз, когда я вижу свой законченный проект, у меня возникает сложная реакция: смесь удовлетворения и недовольства. По крайней мере, я думаю, что достиг своей цели в «Программе»: снять стильный и захватывающий фильм о Матрице.

«Аниматрица: Мировой рекорд» (2003)
«Аниматрица: Мировой рекорд» (2003)

— Как вы относитесь к тому, что ваш эпизод является одним из четырех, доступных для скачивания через интернет?

— Для меня очень важно, чтобы как можно больше людей увидели этот фильм, поэтому если Сеть или что-то еще доносит его до большего количества людей, я только «за».