Это самый старый некрополь Петрозаводска, основанный в начале XVIII века. Скорее всего, самый первый, так как в этом году официально отметили 300-летие Зарецкого кладбища, а значит, оно появилось еще при жизни основателя города, Петра I.
В прошлом году я побывала на Неглинском кладбище, которое появилось веком позже, и было интересно сравнить впечатления.
Изначально Зарецкое кладбище носило название Троицкое, в честь расположенной здесь деревянной часовни, а после и церкви (в 1800 году выстроили деревянную церковь, которая уже к 1847 году обветшала, и было решено возвести более долговечный каменный храм). Строили его на средства горожан, но основную часть средств внес купец Марк Пименович Пименов, о котором подробнее напишу ниже. Архитектором стал В. В. Тухтаров.
Ну и в советское время, тем более после сноса старой деревянной церкви в 1930х гг., кладбище стали называть Зарецким: от центральной части города его отделяет река Лососинка.
В 1852 году Собор Воздвижения Креста Господня был освящен. И, на удивление, не разрушен в советские годы. Хотя настоятеля храма, протоиерея Иоанна Павлова, в 1937 году расстреляли, и до 1941 года богослужения осуществлялись мирянским чином. После храм закрыли, однако финны, захватив Петрозаводск, разрешили возобновить богослужения, и более они не прекращались.
В часовенке слева от входа на территорию размещен резной деревянный поклонный крест, который, по преданию, был поставлен в честь Петра I, но скорее всего за прошедшие три века был хотя бы раз заменен на свою копию. Все-таки дерево долго не живет.
Я его не фотографировала, так как рядом примостилась мадам (ее розовую кофту видно на снимке), которая активно пыталась выпросить денег. А я не любитель подавать попрошайкам. Так что часовенку пришлось быстро миновать и перейти к изучению основной кладбищенской территории.
Да, кстати, на кресте том надпись: "1725-го генваря 29 дня построил сей честный крест Господень по вере своей Петровских заводов житель Иулианъ Иоановъ Сараевъ на поклонение всемъ православнымъ христианомъ".
Если верить надписи, то крест установили на следующий день после смерти императора (по старому стилю, он умер 28 января 1725 года).
Что касается самого кладбища, то оно конечно же требует большого вложения сил. Часть некрополя находится в леске вокруг собора, часть — "в чистом поле", по пояс заросшем травой, только там и сям выглядывают из поросли вершины надгробий.
Нетипично много чугунных крестов, что объяснимо: Петрозаводск рос как промышленный город, и вот на кладбище это очень заметно.
Конечно, и каменные надгробия здесь не редки.
Интересно надгробие Марка Пименовича Пименова (1799-1865), похожее на массивную колонну, которая побывала в умелых руках реставратора. Хотя этот хлипкий крестик наверху кажется излишним. На снимках в сети от 2015 года, когда на восстановленной могиле была отслужена лития, крестика еще нет.
Марк Пименович — человек, сделавший для Петрозаводска невероятно много. Рос он в обычной семье крестьян-вепсов и не получил никакого образования, но явно был сметлив, так как его взял к себе работать приказчиком его дядя, Павел Воропайкин. И вот уже в 1820 году Пименов переезжает в Петербург, а через 5 лет, после смерти дяди, наследует его дело по добыче и поставке малинового кварцита.
К 1836 году Пименов дорос до купца 1-й гильдии. В те годы для этого требовался капитал не менее 50 тысяч рублей. Для сравнения: деревенскую избу можно было приобрести за 100 рублей.
Он брался и за государственные, и за частные подряды. В числе особенно значимых отмечу реконструкцию Аничкова моста в 1841 году и строительство части фортификационных сооружений Кронштадта, включая самый крупный форт "Рисбанк", который впоследствии был переименован в форт "Император Павел I".
В 1842 году Пименов перевелся в купцы 1-й гильдии Петрозаводска и вернулся на родину, где стал самым щедрым благотворителем в истории края. Начал с постройки приюта для детей-сирот и малоимущих, где не только кормили, но и учили, и давали профессию. Приют просуществовал, кстати, до 1918 года (сначала содержался на средства Марка Пименовича, после — за счет частных пожертвований и губернского налога).
После выстроил и подарил городу три здания для организации присутственных мест. Выстроил несколько храмов, включая Крестовоздвиженский собор на Троицком тогда кладбище. Построил новое здание для богадельни и тоже подарил городу. Построил несколько зданий и мельницу в одном из монастырей. Перекинул капитальный мост через реку Лососинку. Даже фонари для освещения Петрозаводска и те — подарил Пименов.
Интересно, что для работы (даже в Петербурге) он старался нанимать исключительно своих соотечественников, самолично платил в казну за них необходимые налоги и обеспечивал семьи необходимыми в хозяйстве вещами.
Детей у этого Пименова не было, и потому все наследство отошло племяннику, который рано осиротел и был усыновлен Марком Пименовичем.
Ефим Григорьевич Пименов (1827-1873) унаследовал не только дядины капиталы, но и широту его щедрой души. Он не забросил развитие детского приюта, а вдобавок организовал женское училище и выстроил огромнейшее, прекрасное здание Олонецкой духовной семинарии.
Похоронен племянник был там же, на семейном участке Пименовых около собора. Там же находится еще несколько родовых надгробных плит, но, кроме восстановленного надгробия Марка Пименовича, остальное пребывает в нечитабельном состоянии, так что я не фотографировала.
Кстати о малиновом кварците.
Это удивительный камень, единственное в мире месторождение которого было найдено около селения Шокша, откуда родом Марк Пименович Пименов. Поэтому второе название у камня — шокшинский кварцит. А еще его называют "карельский порфир". Этот камень в 4 раза прочнее гранита, и потому его чрезвычайно сложно резать, обрабатывать, полировать. Особенность породы в том, что она на 98% состоит из чистого кварца.
Камень применялся и применяется для самых торжественных, "парадных" работ. В том числе и в некрополистике: именно из малинового кварцита создан саркофаг Наполеона, благодаря тому, что каменную глыбу Николай I любезно подарил Франции.
Из шокшинского кварцита создавалась отделка Михайловского замка, некоторые элементы Исаакиевского собора, пьедестал памятника Николаю I перед собором, элементы мемориала "Могила неизвестного солдата" в Александровском саду Москвы. Знаменитые на весь мир буквы "Ленин", начертанные на мавзолее на Красной площади, — всё тот же камень из далекого карельского селения.
На Зарецком кладбище есть надгробия, созданные из этого камня.
Об этой семье информацию не могу найти. Но явно не последние люди в городе могли себе позволить подобный камень. Адамова голова какая душевная, обратите внимание.
А вот об этом человеке известно чуть больше, чем ничего.
Простой крестьянский парень, он попал на Первую Мировую войну в составе подразделения латышских стрелков и даже был награжден Георгиевским крестом. Вернувшись с войны, вступил в ВЧК, куда своих соотечественников активно привлекал Яков Христофорович Петерс, ставший одним из создателей этой организации.
Времена Большого террора Петерс не пережил, его расстреляли на полигоне "Коммунарка" 25 апреля 1938 года. Подобный исход мог бы ожидать и Жана Карловича, но за пару лет до этого, готовясь к докладу на празднике, посвященном Дню Красной Армии, он скоропостижно скончался от сердечного приступа.
Кстати, есть на Зарецком и небольшой мемориал жертвам политических репрессий, который мы не нашли. Но он есть. В 1990‑1992 гг. в окрестностях Петрозаводска, при проведении земляных работ в районе Сулажгорского кирпичного завода и в районе поселка Бесовец, были найдены братские захоронения 1937‑1938 гг. Останки (количество везде указывают разное, но не менее 200 человек) были перезахоронены на Зарецком кладбище с подобающей траурной церемонией. В 1992 году на месте захоронения был возведен мемориал с надписью "Здесь обрели покой жертвы политических репрессий 1937–1938 гг. Светлая вам память". А на отдельных плитах указали имена, которые были известны.
Есть здесь еще одно братское захоронение: на Зарецком были похоронены как защитники, умершие от ран во время советско-финляндской войны (27 человек), так и павшие при освобождении Петрозаводска воины (еще 16 человек). Впоследствии сюда же подхоранивали останки, найденные во время поисковых рейдов.
Как и на Неглинском кладбище, здесь имеется по крайней мере одно захоронение времен Гражданской войны. Иван Иванович Коршунов (1891-1920) был простым учителем, а потом и директором одной из районных школ. С 1919 года пошел воевать за Красную армию, и во время боев на Пудожском участке фронта получил тяжелое ранение. При попытке отступления его захватили в плен и убили.
Около собора несколько захоронений священнослужителей. В том числе:
— Красивый резной деревянный крест в качестве кенотафа установлен в память о клирике Михаиле Васильевиче Громцове (1876-1937), которого сначала выслали в Уфу, а после там же и расстреляли 18 ноября 1937 года.
— Епископ Каргопольский Павел Матвеевич Герасимов (1863-1934) успел послужить на своей должности меньше 6 лет, и в 1931 году уже удалился на покой, видимо по состоянию здоровья.
— Протоиерей Всеволод Иоаннович Ольховский (1874-1938) прожил чуть дольше, и потому к нему было пришли арестовывать. Но священник к этому времени уже умирал от рака горла, и ему дали умереть в своей постели.
В самом Крестовоздвиженском соборе тоже имеются три захоронения:
— Здесь погребен архиепископ Венедикт, Василий Иванович Григорович (1774-1850), который благословил строительство собора, но не дожил до завершения работ.
— Погребен здесь и Константин Иванович Арсеньев (1789-1865), историк и географ, академик Петербургской Академии наук. За заслуги он даже получил потомственное дворянство. Арсеньев стал одним из основателей Русского географического общество, написал несколько исторических и научных трудов, а его учебник "Краткая всеобщая география" выдержал порядка 20 переизданий. А еще он стал одним из создателей российской статистической системы, предложив несколько вариантов экономического районирования в зависимости от уровня развития сельского хозяйства. Экономическое районирование используется до сих пор.
— И еще тут погребен Христофор Христофорович Повало-Швейковский (1789-1848), Тобольский и Олонецкий гражданский губернатор. Интересно, что до поступления на государственную службу, он был гардемарином и участвовал во множестве морских походах, как военных, так и светских.
На момент нашего посещения собор был закрыт, так что обойдемся без фотографий. Продолжу показывать снимки с самого некрополя. На последнем кадре видно, что территорию пытаются немного привести в порядок, однако я всё равно опасалась наступить на какой-нибудь металлический штырь или переломать ноги об обломки надгробий, так что сильно "в поля" углубляться не стала.
Еще немного общих видов некрополя. Редкие дорожки протоптаны местными жителями, которые через кладбище срезают путь.
В XVIII — XIX вв. Зарецкое кладбище было самым статусным среди некрополей города. Самые почетные места, близ собора, предназначались для крупного купечества и властей, включая градоначальников. После 1930х здесь совершались разве что единичные захоронения: например, здесь расположена могила театрального актера Петра Николаевича Чаплыгина (1896-1948). За 17 лет работы сыграл более 100 ролей!
Упомяну еще несколько имен:
— Художник и скульптор Юрье Оскарович Раутанен (1896-1937). Я бы посмотрела фильм о его жизни... Воевал во время Гражданской войны в Финляндии на стороне большевиков, из-за чего после посидел в финской тюрьме. В 1920 году начал было учиться в Петербурге, но бросил и как начал путешествовать: страны Скандинавии, Куба, Канада, Бразилия, Великобритания, Аргентина, Бразилия. Посидел в шотландской тюрьме за коммунистическую агитацию. Вернулся в СССР в 1932 году, работал в самых разных жанрах, от резьбы по дереву до гипсовых композиций.
— Художник Вениамин Николаевич Попов (1869-1945) окончил Петербургскую Академию художеств, причем стажировался в том числе и у Репина. В 1911 году впервые съездил в Карелию на этюды и так влюбился в этот край, что сначала регулярно сюда возвращался, а в 1919 году совсем переехал и начал преподавать живопись, не забывая и дальше писать карельские пейзажи и бытовые сценки. К сожалению, многие работы были утрачены во время войны.
— Сказитель Господарёв Филипп Павлович (1865-1938) родился в Беларуси, но из-за участия в крестьянском восстании был сослан пожизненно в Олонецкую губернию. Где он вполне прижился, поскольку был хорошим кузнецом. А заодно собирал (и даже сочинял собственные) сказки, чем увлекся еще на родине. В 1937 году исследователь фольклора Н. В. Новиков записал и издал аж 106 сказок, которые услышал от Филиппа Павловича.
— Архитектор и инженер Михаил Петрович Калитович (1817-1909) выстроил по на средства Е.Г. Пименова здание Олонецкой духовной семинарии, на тот момент самое большое каменное строение Петрозаводска. Но среди прочих работ Михаила Петровича хочется особенно выделить участие в постройке прекрасного Собора Сошествия Святого Духа (работы начинал В.В. Тухтаров, а заканчивали М.П. Калитович и И.Ф. Яровицкий).
Собор был разрушен в 1936 году.
Пожалуй, на этом всё.
Интерес к Зарецкому кладбищу сохраняется, некоторые работы по его благоустройству ведутся, так что хочется надеяться, что его приведут в порядок и будут водить экскурсии, рассказывая о людях, с которыми Петрозаводск расширялся и расцветал.
Благодарю за внимание. И последняя подборка снимков с некрополя: