Многие самодеятельные артисты, выросшие в стенах первого в городе храма культуры, получили признание на профессиональной сцене
1938 год. Магнитогорцы с нетерпением ожидают завершения строительства Центрального клуба металлургов, расположенного рядом с городским театром. Его открытие обещало стать настоящим событием в жизни города. Поговаривали, что одной только мебели закуплено на полмиллиона рублей, а заводской комитет обещал передать новому очагу культуры одиннадцать пианино и роялей.
С лепниной и зеркалами
Комплекс из двух примыкающих друг к другу зданий по адресу: проспект Пушкина, 19 начали строить ещё в 1934 году. Незадолго до этого нарком чёрной металлургии СССР Серго Орджоникидзе пообещал жителям: «Когда Магнитка будет иметь четыре домны – вы получите новый театр!» И обещание сдержал. И даже более того – проект, разработанный архитекторами П. Бронниковым и М. Куповским, включал не только театральное здание, но ещё и клуб металлургов. Не известно, какая новость радостнее. В то время большая часть населения Магнитки была вовлечена в самодеятельность и культурную жизнь. Но творческие коллективы разбросаны по посёлкам и баракам, так как общего здания не было.
Дворцовый комплекс стал настоящим украшением не только театральной площади, но и всей Магнитки. Изящную лепнину заказывали в Москве. Её разработкой занималась группа столичных скульпторов и архитекторов под руководством профессора П. В. Митковицера. Стены театрального зала и вестибюля украшали более 30 барельефов с разнообразными героико-жанровыми сюжетами и портретами писателей и композиторов. Неизбалованную комфортом публику впечатляли паркетные полы, зеркала в рамах, бархатные портьеры и огромные люстры, выполненные под бронзу.
Культурный цех
Дворец ещё не был достроен, а творческие коллективы уже начали «заселяться» и работать. К открытию решено было подготовить грандиозный концерт. Хор металлургов, вокальная и балетная студии, джаз-оркестр, драматический коллектив, кружок баянистов – репетиции шли постоянно.
С первых же дней клуб металлургов стал пользоваться огромной популярностью среди рабочих. Его даже называли культурным цехом комбината. Строители, врачи, педагоги, металлурги с упоением занимались в студиях, секциях и кружках. Здесь не было начальников и подчинённых, все носили одно звание – артист художественной самодеятельности.
Уже с первых минут каждый должен был понимать, что попал в клуб именно металлургов, а не работников просвещения или, скажем, медицины. По соседству с афишами висели производственные графики и фотовитрины с портретами ударников. А работу руководителей самодеятельных коллективов нередко сравнивали с трудом бригадиров, начальников смен, цехов, а то и высшего руководства. В 1939 году на одной из общезаводских конференций о руководителе кружка – товарище Шведове – было сказано, что без него клуб не может обойтись, так же как и производство без главного инженера товарища Носова.
В 1940 году в связи с десятой годовщиной со дня смерти поэта Владимира Маяковского клуб металлургов и проспект, который ранее именовался Клубным, были названы его именем.
А завтра была война
В первые же дни Великой Отечественной войны в здании Центрального клуба металлургов разместился призывной пункт. С утра до вечера площадь перед ним была многолюдна. Одни отправлялись на фронт, другие провожали. Через несколько месяцев в помещениях клуба разместился госпиталь. Участники художественной самодеятельности стали частыми гостями раненых. В палатах звучали песни, исполнялись танцы, декламировались стихи и даже демонстрировались кинофильмы. Работники Дворца организовывали для раненых бойцов встречи с писателями, поэтами, артистами, музыкантами и певцами. Не прекращалась и творческая деятельность Дворца. Отработав смену, а то и две, люди, поборов усталость, шли в любимый храм культуры. Пели, танцевали, ставили спектакли.
Всех возрастов и званий
В 50-е годы Магнитка переживала очередной всплеск увлечения самодеятельностью. Дворец гудел как улей. Сюда приходили семьями. Одни – на сцену, другие – в зрительный зал. В «левобережке» каждый мог найти занятие по душе. Со временем созданы академический и русский народный хоры, театр пантомимы и татаро-башкирский коллектив, ансамбли пионерского и современного эстрадного танца, кружок баянистов, ВИА «Магнитон», народный ансамбль танца «Зори Магнитки», театр юного зрителя, детский духовой оркестр и многое другое. Во Дворце действовала народная изостудия, созданная ещё в 1938 году Георгием Соловьёвым. После него долгие годы студию возглавляли Владимир Павлов и Евгений Белицкий.
В 1957 году в стенах Дворца была организована киностудия. На её счету более ста фильмов и специальных киножурналов, воспевающих трудовые подвиги металлургов и строителей, а также красоту уральской природы. Неоднократно киностудия становилась лауреатом и победителем международных и российских кинофестивалей.
Дворец славился не только творческими коллективами, но и не менее творческими педагогами и руководителями. В разные годы Дворец возглавляли В. Буйвид, Г. Карамышева, М. Поляков, В. Субботин, В. Хаузер, К. Марков, Т. Брагина, Н. Рытова. До сих пор в памяти магнитогорцев имена руководителей кружка баянистов и хора Николая Хоменко и Евгения Малышева, руководителя ансамбля танца «Ровесник» Зинаиды Марковой, киноинженера Леонора Ибрагимова, руководителя ансамбля бального танца Лидии Войтовой, руководителей татаро-башкирского театра Рафаэля Рахматуллина и Рашиды Хакимовой, художественного руководителя ансамбля «Зори Магнитки» Константина Маркова и балетмейстера этого же ансамбля Евгения Маркова. И этот список можно продолжать.
Из кружков Дворца вышло немало талантливых актёров, художников, танцоров. В Государственном академическом ансамбле танца СССР Игоря Моисеева выступал солист Геннадий Кагин. Его творческая биография начиналась на подмостках левобережного Дворца. Здесь же получила путёвку на профессиональную сцену Галина Думская – солистка Уральского государственного хора. В Омском театре музыкальной комедии работал балетмейстером ещё один выпускник ЛДКМ – Геннадий Коробейников.
Кстати, артистов и работников «Левобережки» можно было встретить не только на праздниках. В советские времена культуру доставляли прямо в массы. Практически во всех микрорайонах были построены эстрады, на сцене которых выступали агитбригады, проходили концерты и лекции, а также встречи с населением, в том числе и «на злобу дня». Нередко концерты проводили и в деревнях подшефного Кизильского района. Творческая бригада из 3-4 человек – чтецы, певцы, танцоры – днём работала вместе с селянами в поле, а вечером выходила на импровизированную сцену, которую часто заменял кузов грузового автомобиля.
Культура с техническим уклоном
В 1981 году Дворец в очередной раз изменил название и стал Дворцом культуры и техники. Это был период, когда по всей стране начался подъём научной и инженерной мысли среди трудящихся. Детскую развивали в кружках юных техников, взрослую – во Дворцах культуры, которым пришлось расширить сферу деятельности. Кроме художественного и массового отделов, был создан ещё один – научно-технической пропаганды, который занимался разработкой мероприятий с техническим уклоном: фестивали документальных фильмов, выставок технического творчества, деловых игр.
Дворец нашёл своё место и в современной жизни. Сюда по-прежнему идут люди. Идут семьями. Одни – на сцену, другие – в зрительный зал. В настоящее время левобережный Дворец объединился с ДКМ имени Орджоникидзе, который возглавляет В. А. Марченков. В парадном театральном здании проходят цеховые мероприятия, юбилейные торжества, конкурсы, собрания, концерты. В рабочем – располагаются музей ПАО «ММК», филиал универсальной массовой библиотеки, классы для занятий 25 коллективов самодеятельного творчества, спортивный зал. Дворец ведёт активную творческую жизнь. Ежегодно в его стенах и в цехах комбината проводится более 800 различных мероприятий.
История Дворца – это история людей. И если собрать их воедино – получится увлекательный роман. Роман в лицах. Первая его часть уже написана, но продолжение обещает быть не менее увлекательным.
Автор: Елена Брызгалина
Фото: из архива "ММ" и музея ММК