Около 8,2 млн звонков от мошенников поступает каждые сутки владельцам телефонов, согласно статистике мобильного оператора «Билайн». Злоумышленники научились не только разыгрывать спектакль, представляясь то сотрудником банка, то полиции, но и подделывать голос и даже лицо звонящего. Как не попасться на их уловки — в нашем материале.
Культпоход знает, куда сходить на Алтае.
Миллионы звонков в день
За прошедшие полгода на территориях Алтайского края, Новосибирской и Кемеровской областях было совершено 2,7 млн звонков. «Учитывая, что в этих регионах проживает около 2 млн наших клиентов, можно говорить о том, что каждому из них позвонил мошенник, а то и не один раз», — рассказывает Максим Шарков, директор Восточного региона билайн.
По оценке одного из банков за 2023, год было похищено более 250 млрд рублей — это на 100 млрд рублей больше, чем доходная часть бюджета Алтайского края на 2024 год.
Чаще всего на уловки мошенников попадаются люди среднего возраста — это женщины 47 лет и мужчины 45 лет, отмечает эксперт. В особой зоне риска находятся пожилые люди, которые намного чаще молодого поколения верит недоброжелателям.
Мобильный телефон.
CC0
Напугать и обокрасть
Как правило, мошенники стараются застать человека врасплох, выбить его из равновесия. Ведь так жертва охотнее поверит в их слова и согласится на предлагаемые условия. Они оказывают давление на «клиента», торопят его, повышают голос и даже угрожают блокировкой банковской или сим-карты.
«Мошенники позвонили мне, когда я была в очень непростой ситуации. У меня заболел ребенок, и от стресса я мало что соображала. Злоумышленник представился сотрудником банка, сообщил о краже средств, затем прислал код подтверждения, и я, не думая, его назвала. Тут же мне пришло СМС: «Совершена покупка на 147 тыс. рублей», — рассказывает клиент оператора связи.
К счастью, абоненту повезло, банк посчитал такую транзакцию нетипичной и заблокировал. Однако так везет далеко не всем.
Мошенник.
Фото: ru.freepik.com, автор freepik.
Мошенники разыгрывают самые разные ситуации, чтобы любой ценой получить средства клиентов мобильной связи. Чаще всего они представляются сотрудниками банка или силовых структур. А в последнее время стали выдавать себя за операторов мобильной связи и предупреждать об «истечении договора на обслуживание». Подробнее о популярных уловках и «стоп-словах» можно узнать в нашем материале.
Мошеннические атаки могут продолжаться несколько минут. По информации билайна, самый настойчивый злоумышленник совершил 272 звонка за 10 минут в Барнауле.
Успех мошенников зависит от внушаемости клиента
СС0
Здравствуйте, я ваша тетя!
С развитием технологий некоторые устаревшие мошеннические схемы вышли на новый уровень. Например, с помощью специальной программы они моделируют голос близкого человека клиента и от его имени просят о помощи.
Также недоброжелатели воссоздают полную копию аккаунта человека в мессенджерах (к примеру, начальника компании) и запрашивают перевод средств в бухгалтерии или у других сотрудников. попросту взламывают его аккаунт.
Либо делают проще и просто взламывают аккаунт пользователя.
«Пользователей мессенджеров чаще всего взламывают следующим образом, — рассказывает Максим Шарков, директор Восточного региона билайн. — Клиент решает зайти в веб-версию мессенджера на компьютере. Но вводит не его адрес, а просто вбивает называние русскими буквами в поисковик, и заходит по первой ссылке. В большинстве случаев это оказывается фишинговый сайт — мошеннический сайт, который мимикрирует под оригинальный и ворует данные клиента. Тем самым человек, можно сказать, открывает мошеннику дверь своими ключами».
Телефон.
unsplash.com
Как не попасться на улови мошенников
Есть несколько базовых правил поведения, чтобы противостоять мошенникам:
- не сообщайте никому личную и финансовую информацию, в том числе не называйте никакие коды из СМС. Также не загружайте свои данные (например, сканы паспорта) в облачное хранилище;
- при подозрении, что с вами разговаривает мошенник, сразу прервите разговор. При возможности заблокируйте номер и СМС от неизвестного. Помните: полиция, ФСБ, Следственный комитет, службы безопасности банков никогда не решают важные вопросы по телефону.;
- не читайте сообщения и письма от неизвестных адресатов и не перезванивайте по неизвестным номерам;
- всегда обращайте внимание на адрес сайта, не переходите по сомнительным ссылкам и не скачивайте неизвестные файлы и программы.
Девушка разговаривает по телефону и работает за ноутбуком.
Фото: ru.freepik.com, автор benzoix.
При этом сотрудники мобильного оператора предостерегают: воздержитесь от импульсивных решений. Например, если у вас «угнали» аккаунт в WhatsApp, то не нужно удалять приложение — ведь тогда службе поддержки будет сложнее вычислить мошенника.
Лучшим решением будет обратиться на горячую линию сотового оператора. Например, в билайн работает группа быстрого реагирования. Она поможет заблокировать нежелательный звонок и подскажет, что необходимо делать дальше.
Для профилактики взлома аккаунта мессенджера подключите двухфакторную аутентификацию: пароль и код, который придет по номеру телефона. Дополнительно заведите отдельную банковскую карту для покупок в интернете и пополняйте ее только на ту сумму, которую собираетесь потратить.
Пароль на телефоне.
CC0
Борьба со злоумышленниками
Ежегодно Банк России инициирует ускоренную блокировку сотен тысяч мошеннических номеров (этим занимаются сотовые операторы) и десятков тысяч сайтов злоумышленников (это делает Генпрокуратура).
Информация о «нехороших» операциях стекается в спецподразделение Банка России – ФинЦЕРТ: это площадка для обмена сведениями банков, правоохранителей, провайдеров, поставщиков софта и др.
Также сотовые операторы разрабатывают собственные системы защиты, которые предупреждают пользователей о подозрительных номерах заранее.