Он подготовлен по итогам первого форума «ИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: Педагогические вызовы и перспективы российских университетов», который прошел в июне в ТюмГУ.
Организаторами масштабного события стали Тюменский госуниверситет и Центр трансформации образования МШУ СКОЛКОВО.
Надежда Федорова, руководитель программы развития ТюмГУ:
ИИ – это пороговая технология, ведущая мир в новый технологический уклад. Нет сомнений, что ее распространение будет стремительным и в результате приведет к новым переделам в старых сферах деятельности. Университеты не смогут остаться в стороне. Поэтому мы решили не ждать, когда мир заставит нас меняться, и начать процесс изменений инициативно, чтобы успеть выработать новую норму деятельности не только для себя, но и для системы высшего образования в целом.
Андрей Щербенок, директор Школы перспективных исследований (SAS) ТюмГУ:
Использование существующих практик в условиях стремительного развития искусственного интеллекта приведет к имитации образовательного процесса в рядовых вузах и резкому снижению качества образования в ведущих. Поэтому университеты должны трансформировать свои образовательные программы, не просто внедряя дополнительные курсы по ИИ-грамотности, а меняя фундаментальные основы вузовской педагогики.
Искусственный интеллект в высшем образовании
Меморандум
Ситуация
Системы искусственного интеллекта на основе больших языковых моделей (далее – ИИ) являются подрывной инновацией, коренным образом меняющей образовательный процесс в вузах.
- ИИ – технология, приводящая к смене технологического уклада и существенному изменению квалификационных требований к выпускникам вузов. Ряд навыков и компетенций, на развитие которых сейчас ориентированы программы высшего образования, становятся неактуальными; с другой стороны, появляется массовый запрос на выпускников – «кентавров», способных эффективно решать задачи в тесном взаимодействии с ИИ.
- Несанкционированное использование ИИ студентами для выполнения текущих заданий по учебным курсам и написания выпускных квалификационных работ резко снижает образовательные результаты. Ограничить использование ИИ студентами с помощью запретов и систем контроля (таких как «Антиплагиат») невозможно. Университеты вынуждены исходить из того, что любое учебное действие, которое студент выполняет за пределами аудитории, он выполняет с помощью ИИ.
Университеты должны немедленно приступить к глубокой трансформации своих образовательных программ. Эта трансформация не может сводиться к внедрению дополнительных курсов по ИИ-грамотности и должна затронуть фундаментальные педагогические и методические основы высшего образования, практики взаимодействия студент-преподаватель и систему управления университетами.
Возможные сценарии
- Сценарий 1: инерционный.
Продолжение существующих образовательных практик приведет к тотальной имитации образовательного процесса в рядовых вузах и резкому снижению качества образования в ведущих. По мере совершенствования ИИ, и студенты, и преподаватели будут все меньше времени и усилий тратить как на проектирование и реализацию образовательных программ, так и на учебу. Возможность автоматического выполнения требований образовательных программ подорвет основания для меритократии и будет способствовать потере мотивации. При этом разрыв между потребностями рынка труда и квалификацией выпускников будет нарастать, поскольку образовательные результаты вузовских программ будут снижаться, а хаотичное использование ИИ в учебе не научит студентов сложным технологиям применения ИИ в трудовой деятельности. - Сценарий 2: анархический.
В отсутствие системной работы с вузами каждая образовательная программа будет искать свои собственные решения в сложившейся ситуации. В программах, всерьез нацеленных на контроль образовательных результатов, будет происходить возврат к трансляционным методам обучения в ущерб самостоятельной исследовательской и проектной деятельности студентов. Основным образовательным инструментом на этих программах станет подготовка к сдаче устных экзаменов. Это позволит удержать приемлемый уровень знаниевых компетенций, но не подготовит студентов к успешной профессиональной деятельности в условиях нового технологического уклада. Основная же масса образовательных программ будет двигаться по сценарию 1. - Сценарий 3: интервенционистский.
Ряд вузов включится в работу по трансформации образования за счет создания пилотных проектов и экспериментальных площадок, глубоко интегрирующих ИИ в образовательный процесс. Решения, показавшие положительные результаты, будут активно распространяться на все программы высшего образования в стране. Из угрозы ИИ станет важнейшим инструментом совершенствования образовательного процесса и позволит решить ряд проблем, давно стоящих перед системой высшего образования. Это обеспечит массовую подготовку выпускников, способных эффективно работать в условиях нового технологического уклада.
Принципы интеграции ИИ в образовательный процесс
- Сохранение сложности
Задача высшего образования в эпоху ИИ – увеличить сложность и многогранность развиваемых компетенций. На смену пассивному усвоению информации и постановке алгоритмизируемых интеллектуальных навыков должны прийти компетенции формулирования вопросов и самостоятельного критического мышления. Ответом на развитие технологий должно стать не подчинение студента ИИ, а его перемещение в позицию субъекта познания и деятельности, способного творчески использовать и развивать ИИ в качестве рабочего инструмента. - Трансформация роли преподавателя
Внедрение ИИ изменяет набор и приоритетность функций университетского преподавателя. Роль преподавателя как специалиста в конкретной предметной области становится менее значимой, так как автоматизируется, в т.ч. через создание «персон учебного курса» – кастомизированных систем ИИ, заточенных под определенную дисциплинарную или методологическую экспертизу. С другой стороны, на первый план выходят педагогические компетенции преподавателя, в том числе компетенции, позволяющие эффективно организовать работу студентов с ИИ. Существующее разделение преподавателей на экспертов,тьюторов, методистов и т.д. должно быть расширено и переосмыслено с учетом новых реалий. - Изменение взаимодействия преподавателя и студентов
ИИ должен взять на себя целый спектр задач по обучению и дидактике, кастомизируя их под сильные и слабые стороны каждого студента – то, что с трудом может сделать живой преподаватель, особенно в условиях большой учебной группы. На этом фоне увеличивается значимость межличностного взаимодействия преподавателя и студента. На первый план выходит роль преподавателей как проводников “скрытого учебного плана” - ценностных установок и ролевых моделей, влияющих на мотивацию и личностное развитие студентов. Параллельно увеличивается и значимость оффлайн-взаимодействия студентов внутри учебной группы, проектирование которого должно быть неотъемлемой частью образовательного дизайна. - Обучение преподавателей и студентов навыкам работы с ИИ
Университеты должны массово учить преподавателей использовать ИИ в разработке и проведении учебных курсов, от дизайна учебных материалов до предоставления студентам обратной связи. Преподаватели, в свою очередь, должны развивать навыки использования ИИ у студентов, в том числе через глубокую интеграцию ИИ как инструмента в задания, связанные с той или иной предметной областью. Для этого университеты должны предоставить всем участникам образовательного процесса свободный доступ к различным системам ИИ, избегая монополизации и стимулируя творческие эксперименты с использованием решений, предлагаемыми различными провайдерами. - Автоматизация рутинных процессов
Задача университетов – максимально освободить время преподавателей для решения творческих задач по пересборке образовательной деятельности. Для этого необходимо мобилизовать возможности ИИ для автоматизации рутинных обязанностей преподавателей. - Трансформация системы управления университетом
ИИ открывает беспрецедентные возможности в повышении эффективности управления образовательной деятельностью в университетах. За счет автоматического сбора самых разнообразных данных руководители образовательных программ должны получать непосредственный доступ к каждому элементу образовательного процесса и использовать ИИ для управления его эффективностью. Одновременно должна быть внедрена система организационных и правовых решений, позволяющих развивать различные форматы работы с ИИ – в частности, обеспечить возможность кристаллизации различных функций преподавателя в самостоятельные педагогические профессии. - Развитие межуниверситетской кооперации
Масштабное внедрение ИИ в образовательную деятельность – сложный процесс, требующий непрерывной разработки и экспериментальной апробации отдельных инновационных решений. Далеко не все университеты обладают для этого необходимыми ресурсами. Чтобы избежать увеличения и без того серьезного разрыва в уровне различных вузов, необходимо создать несколько R&D центров по ИИ-педагогике высшей школы. Эти центры должны разрабатывать подходы, методы и инструменты в данной области и реализовывать на их основе пилотные проекты. Такие центры необходимо обеспечить ресурсами и организовать эффективную трансляцию их успешных практик по всей системе высшего образования.