Психология – обширная наука. Существует несколько классификаций ее направлений, видов, разделов и прочего. В научном мире используется разделение на три направления: прикладная, академическая и практическая психология. В российском сообществе часто выделяют только две: академическую и практическую, так как прикладная схожа с последней.
Академическая психология
Академическая психология – раздел общей психологии как науки. Главная цель этого направления заключается в изучении механизмах и взаимосвязи психики человека, его поступков, состояний, развития и прочих процессов. В общем, академические психологии занимаются наукой в обычном ее понимании: изучают, проводят исследования, анализируют и так далее. Делают все, чтобы психика человека стала еще более понятной.
Не существует единого мнения о том, кто «создал» академическую психологию. Но основателем принято считать психолога В. Вундта. В 1879 году этот ученый организовал лабораторию, в которой изучал психические процессы некоторых пациентов.
Академическая психология – это наука, в первую очередь. Поэтому все ее инструменты, методы, подходы, средства и прочее должны проходить апробацию и валидизацию. Апробация – «тестирование», анализ результатов в реальных условиях эксперимента. Валидизация указывает на то, насколько эти средства оказались применимыми и эффективными. Все современные инструменты психологии в целом проверяются научным путем.
Принципы академической психологии:
- Детерминизм. Любая психическая деятельность индивида основана на объективной его (или других людей) деятельности.
- Развитие. Психика – динамичная структура, которая постоянно развивается, видоизменяется под воздействием внешних и внутренних, личностных факторов. Современный анализ психики личности может быть только комплексным исследованием.
- Единство сознания и деятельности. Считается, что между сознанием человека и его деятельностью есть обязательная связь. Деятельность понимают как результат работы сознания, а сознание – как инструмент формирования деятельности.
В академической психологии эти принципы обязательно учитываются для разработки и реализации исследований. Они считаются «базисом» психологического познания.
Задачи академической психологии:
- Глубинное, фундаментальное исследование взаимосвязей развития и работы человеческой психики.
- Разработка методов, подходов и способов для работы в других направления психологии и некоторых других науках, например, в социологии, политологии, образовании и прочих.
Важным отличием академической психологии являются особые условия, необходимые для ее реализации. Все должно быть научным, связанным с общим научным российским или мировым сообществом. Публикации академических психологов должны присутствовать в научных журналах, выступления – на конференциях и съездах по типу Российской Академии Наук. Без участия психолога и его исследования во всем перечисленном, оно не может считаться академическим.
Мы предлагаем психологические курсы по повышению квалификаци. Вы можете обратиться к нам через форму отправки заявки на сайте https://psy-institut.ru/ или по телефоне: +7 (937) 762-21-96
Чат бот в телеграм по выбору направлений, а также информация по институту @PsyInstitutbot.
Чего достигает академическая психология?
Общая цель академической психологии – изучение психики индивидов и общества в целом. Но можно выделить и отдельные «плоды» работы специалистов в этом направлении:
- Определенные взаимосвязи формирования психики человека;
- Понимание механизма работы психики человека;
- Подтвержденные факты о деятельности человеческой психики;
- Разработка теорий (в том числе доказанных), гипотез, предположений относительно психических процессов;
- Формирование методологии и базы знаний по психологии, которые используются в практической и прикладной психологии, а также в других сферах.
Академическая психология отражает научную сторону психологии во всей ее красе. Это исследования, теории, выступления на научных конференциях и публикации в журналах. Психологи, работающие в этом направлении, разрабатывают базу, которую потом используют другие профессионалы.
Практическая психология
Практическая психология – раздел психологии, в котором специалисты используют методы, способы оказания помощи на реальной практике с клиентами. С другой стороны, раздел исследует то, как эти подходы влияют на людей.
Основоположником практической психологии считается З. Фрейд, который положил начало психотерапии через известный психоанализ. Именно он впервые серьезно подошел к вопросу психологической помощи людей. Он использовал результаты академических исследований по психологии, которые к тому времени уже существовали.
Подход Фрейда был в том, что всех людей он считал изначально психически больными. Поэтому он и предлагал свою психологическую помощь всем желающим, а не только людям с явными психическими расстройствами, как это было до него.
Главная цель практической психологии – оказать психологическую помощь людям, которые в ней нуждаются. Также, улучшить их общее состояние и удовлетворение жизнью.
Средства практической психологии:
- Диагностика. Психолог использует разные инструменты, чтобы определить состояние человека, его личностные, когнитивные и некоторые другие особенности. Используется беседа, тест, ассоциации и другое.
- Терапия. Лечение, оказание психологической помощи клиенту. На основании диагностики и жалоб личности подбирается вариант психотерапии. Отличается глубинным подходом.
- Коррекция. Тоже психологическая помощь и лечение, но относительно конкретной проблемы.
Чего достигает практическая психология?
Ее основной продукт – это здоровая, устойчивая и сильная психика обратившегося человека. В классическом варианте психолог-практик использует результаты работы академиков и прикладных специалистов, чтобы помочь конкретному человеку:
- Нормализация самооценки;
- Коррекция негативных проявлений, мышления, поведения;
- Снижение тревожности, стресса;
- Нормализация сфер жизни, в которых возникали проблемы;
- Выстроенный баланс между всеми сферами жизни;
- Устойчивая психика;
- Получение клиентом навыков психологической самопомощи.
В общем, после качественной работы практического психолога индивид становится более психически здоровым и стабильным. Также, работа может проводиться с группой индивидов. Тогда результаты другие. Например, органичная и благоприятная коммуникация, четкое распределение ролей, иерархии и так далее.