Найти в Дзене
Анна Муслимова

Традиционная свадьба донских казаков. Сватовство.

Казачья свадьба достаточно продолжительна и может тянуться целый месяц, поэтому мы расскажем вам о наиболее ярких и ключевых её этапах – сватовство, первый и второй свадебные дни. Начнем по хронологии.

Сватовство.

В дом невесты пришли гости.

Дружка и родители жениха пришли в дом к невесте
Дружка и родители жениха пришли в дом к невесте
"В истории было очень много случаев, когда жених был не люб невесте. И чтобы избежать позору на глазах у всей станицы, свататься приходили позно вечером. Уже на закате, когда все соседи заняты своим хозяйством. Тихо они шли в дом невесты и притворялись как бы людьми прохожими, незнакомыми, которые шли мимо, захотели воды попить и напросились в гости. Это всё имеет древние корни, старинные, потому что в случае, если сторона жениха не люба стороне невесты, то в этих диалогах отец и мать давали понять гостям, что им не рады. И тогда вот так витиевато ведя разговор о погоде, о скотине, о каких-то проблемах, они на этом завершали разговор и прощались. И это давало возможность в глазах общественности избежать унизительного позора отказа" - рассказывает музыковед, фольклорист, участница ансамбля старинной казачьей песни "Бузулук" Инна Иванова.
Инна Иванова, участница ансамбля старинной казачьей песни "Бузулук"
Инна Иванова, участница ансамбля старинной казачьей песни "Бузулук"

"Ты давай выкладывай, зачем пришли" - резюмирует разговор о погоде хозяин дома.

"Ты знаешь, милый человек, мы прослыхали, что у вас есть голубка. Да такая красивая, да писанная вся. А у нас есть голубь славный. Может мы бы их свели, да на жизнь бы это пошло. Как вы на это глядите?" - обращается к родителям будущей невесты Дружка.
"Да голубка то у нас есть, да молода она ишо" - отвечает мать.
"Ничего, у нас тоже не перестарок" - говорит отец жениха.
"Может голубя поглядите вы нашего?" - продолжает Дружка.
"Давай. Заводи" - соглашается хозяин куреня.

Дружка заводит в дом жениха. "Здорова ночевали!" - обращается к присутствующим молодой казак. "Слава Богу" - отвечают собравшиеся. Парень проходит в комнату и кладёт на стол фуражку донышком вниз.

Жениха завели в дом невесты
Жениха завели в дом невесты
"Ну чаго, не хромой же, не косой?Глянь какой статный!И работяга" - презентует зашедшего Дружка.
"Надо и голубку поглядеть, али как?Может она какая хроменькая, аль бескрылая" - обращаются гости к хозяевам хаты.
"Олюшка!Выйди-ка покажися нам" - родители кликают дочь.

Девушка заходит в горницу, кланяется присутствующим и в знак того, что молодой ей люб, она переворачивает фуражку донышком наверх.

"Ну что, Олюшка, согласна ли выйти замуж за Ивана?" - спрашивает у дочери отец.
"Воля ваша. Из воли вашей, папенька и маменька, не выйду" - отвечает девушка.
Невеста показывается гостям
Невеста показывается гостям
"Казаки очень гордый народ и получить просто так отказ им было стыдно. Они даже почему не перевязанные шли как на Украине, например, сваты идут, они уже перевязанные. А эти идут немножко тайно, чтоб даже никто не знал, потому что если им дадут от ворот поворот, чтоб обидно так не было. И вот эта фуражечка, она была ритуалом, когда жених клал её вниз донышком. Если невеста выходила, парень ей нравился и она бы согласна была замуж за него пойти, то она переворачивала эту фуражечку на столе. И тогда это означало, что можно продолжать разговор дальше. Если же она брала и вешала на вешалку эту фуражечку, значит - извините, разговор окончен, можете идти домой без обид" - рассказывает о деталях сватовства у донских казаков в Станице Луганской Наталья Боровская, смотритель Станично-Луганского музея донского казачества.
Наталья Боровская, смотритель Станично-Луганского музея донского казачества
Наталья Боровская, смотритель Станично-Луганского музея донского казачества

Далее матери обмениваются заранее приготовленным хлебом. Этот ритуал означает согласие двух сторон начать переговоры о свадьбе. Хлеб в народной культуре является символом богатства, плодородия, жизненной силы. После обмена дарами, невесту просят разрезать хлеб пополам. Мучное изделие выступает в этом ритуале в роли самой девушки. Не зря, в народе после этого говорили, что она отрезанный ломоть. В то же время, хлеб здесь символизирует общую долю молодых. Поэтому по его разрезанию судили какой будет у пары будущая жизнь. Старались резать ровно и до конца.

Разрезание хлеба невестой
Разрезание хлеба невестой

В более раннем периоде, обменявшись хлебом в доме у невесты, сваты приглашали её родителей на «оглЯдины», посмотреть на хозяйство жениха. О самой свадьбе договаривались позже на помолвку, которая называлась «рукобитие». Со временем, это действо упростилось и сговор, на котором обсуждали материальные и организационные вопросы, проводили в этот же день на сватовстве.

"Конечно уже с течением времени так строго к сватовству не подходили и уже прежде, чем идти свататься предварительно говорили о том, что мы к вам придём. Но вот этот ритуал, который говорил о том, что всё вроде как случайно, и мы не собирались, и вообще про вашу невесту знать не знаем, он сохранился вот в таком диалоге. В образе голубки, в образе сизого орла. Это устоявшийся образ жениха и невесты. И как только разговор заходил о голубке и соколе, становилось понятным, что будет идти речь о сватовстве" - поясняет музыковед, фольклорист, участница ансамбля старинной казачьей песни "Бузулук" Инна Иванова.
Сваты отмечают успех общего дела
Сваты отмечают успех общего дела

На сватовстве как правило играли песни "Сваты мои, сваточки", "Пьяница", "Как у нашего соседа". Родители жениха вручают невесте первый подарок - платок, украшение или другое.

После того как обе стороны обо всем договорились, в доме у невесты проходил «благословен вечер», где собиралась только неженатая молодежь. В самой свадьбе они не участвовали, за исключением родных братьев и сестёр. После ужина с танцами и играми, все оставались ночевать у невесты и спали на полу. За несколько дней до венчания братья и друзья жениха в доме у невесты «покупают постель» и перевозят всё приданное в хату будущего мужа. Современный девичник в традиционной культуре представлен «вечерушками», встречами девушек в доме у невесты. В последний из них девчата приходят «на калачи» - помочь с приготовлением свадебной выпечки.

Свадебная выпечка
Свадебная выпечка

В Станице Луганской свадебный калач готовили особой формы. Он состоял из основы - круглого большого каравая, который называли "лежень". В него вставляли две веточки - высокие стебли лопуха, облепленные крутым тестом. Веточки сушили на воздухе, а не запекали, после чего вставляли в калач. Они получались белые как невесты. Затем их связывали красной лентой и украшали конфетами и цветами.

О первом дне традиционной казачьей свадьбы расскажем в следующей статье.

Посмотреть фильм о традиционном свадебном обряде донских казаков можно на каналах проекта "Южные ворота":