Казачья свадьба достаточно продолжительна и может тянуться целый месяц, поэтому мы расскажем вам о наиболее ярких и ключевых её этапах – сватовство, первый и второй свадебные дни. Начнем по хронологии.
Сватовство.
В дом невесты пришли гости.
"В истории было очень много случаев, когда жених был не люб невесте. И чтобы избежать позору на глазах у всей станицы, свататься приходили позно вечером. Уже на закате, когда все соседи заняты своим хозяйством. Тихо они шли в дом невесты и притворялись как бы людьми прохожими, незнакомыми, которые шли мимо, захотели воды попить и напросились в гости. Это всё имеет древние корни, старинные, потому что в случае, если сторона жениха не люба стороне невесты, то в этих диалогах отец и мать давали понять гостям, что им не рады. И тогда вот так витиевато ведя разговор о погоде, о скотине, о каких-то проблемах, они на этом завершали разговор и прощались. И это давало возможность в глазах общественности избежать унизительного позора отказа" - рассказывает музыковед, фольклорист, участница ансамбля старинной казачьей песни "Бузулук" Инна Иванова.
"Ты давай выкладывай, зачем пришли" - резюмирует разговор о погоде хозяин дома.
"Ты знаешь, милый человек, мы прослыхали, что у вас есть голубка. Да такая красивая, да писанная вся. А у нас есть голубь славный. Может мы бы их свели, да на жизнь бы это пошло. Как вы на это глядите?" - обращается к родителям будущей невесты Дружка.
"Да голубка то у нас есть, да молода она ишо" - отвечает мать.
"Ничего, у нас тоже не перестарок" - говорит отец жениха.
"Может голубя поглядите вы нашего?" - продолжает Дружка.
"Давай. Заводи" - соглашается хозяин куреня.
Дружка заводит в дом жениха. "Здорова ночевали!" - обращается к присутствующим молодой казак. "Слава Богу" - отвечают собравшиеся. Парень проходит в комнату и кладёт на стол фуражку донышком вниз.
"Ну чаго, не хромой же, не косой?Глянь какой статный!И работяга" - презентует зашедшего Дружка.
"Надо и голубку поглядеть, али как?Может она какая хроменькая, аль бескрылая" - обращаются гости к хозяевам хаты.
"Олюшка!Выйди-ка покажися нам" - родители кликают дочь.
Девушка заходит в горницу, кланяется присутствующим и в знак того, что молодой ей люб, она переворачивает фуражку донышком наверх.
"Ну что, Олюшка, согласна ли выйти замуж за Ивана?" - спрашивает у дочери отец.
"Воля ваша. Из воли вашей, папенька и маменька, не выйду" - отвечает девушка.
"Казаки очень гордый народ и получить просто так отказ им было стыдно. Они даже почему не перевязанные шли как на Украине, например, сваты идут, они уже перевязанные. А эти идут немножко тайно, чтоб даже никто не знал, потому что если им дадут от ворот поворот, чтоб обидно так не было. И вот эта фуражечка, она была ритуалом, когда жених клал её вниз донышком. Если невеста выходила, парень ей нравился и она бы согласна была замуж за него пойти, то она переворачивала эту фуражечку на столе. И тогда это означало, что можно продолжать разговор дальше. Если же она брала и вешала на вешалку эту фуражечку, значит - извините, разговор окончен, можете идти домой без обид" - рассказывает о деталях сватовства у донских казаков в Станице Луганской Наталья Боровская, смотритель Станично-Луганского музея донского казачества.
Далее матери обмениваются заранее приготовленным хлебом. Этот ритуал означает согласие двух сторон начать переговоры о свадьбе. Хлеб в народной культуре является символом богатства, плодородия, жизненной силы. После обмена дарами, невесту просят разрезать хлеб пополам. Мучное изделие выступает в этом ритуале в роли самой девушки. Не зря, в народе после этого говорили, что она отрезанный ломоть. В то же время, хлеб здесь символизирует общую долю молодых. Поэтому по его разрезанию судили какой будет у пары будущая жизнь. Старались резать ровно и до конца.
В более раннем периоде, обменявшись хлебом в доме у невесты, сваты приглашали её родителей на «оглЯдины», посмотреть на хозяйство жениха. О самой свадьбе договаривались позже на помолвку, которая называлась «рукобитие». Со временем, это действо упростилось и сговор, на котором обсуждали материальные и организационные вопросы, проводили в этот же день на сватовстве.
"Конечно уже с течением времени так строго к сватовству не подходили и уже прежде, чем идти свататься предварительно говорили о том, что мы к вам придём. Но вот этот ритуал, который говорил о том, что всё вроде как случайно, и мы не собирались, и вообще про вашу невесту знать не знаем, он сохранился вот в таком диалоге. В образе голубки, в образе сизого орла. Это устоявшийся образ жениха и невесты. И как только разговор заходил о голубке и соколе, становилось понятным, что будет идти речь о сватовстве" - поясняет музыковед, фольклорист, участница ансамбля старинной казачьей песни "Бузулук" Инна Иванова.
На сватовстве как правило играли песни "Сваты мои, сваточки", "Пьяница", "Как у нашего соседа". Родители жениха вручают невесте первый подарок - платок, украшение или другое.
После того как обе стороны обо всем договорились, в доме у невесты проходил «благословен вечер», где собиралась только неженатая молодежь. В самой свадьбе они не участвовали, за исключением родных братьев и сестёр. После ужина с танцами и играми, все оставались ночевать у невесты и спали на полу. За несколько дней до венчания братья и друзья жениха в доме у невесты «покупают постель» и перевозят всё приданное в хату будущего мужа. Современный девичник в традиционной культуре представлен «вечерушками», встречами девушек в доме у невесты. В последний из них девчата приходят «на калачи» - помочь с приготовлением свадебной выпечки.
В Станице Луганской свадебный калач готовили особой формы. Он состоял из основы - круглого большого каравая, который называли "лежень". В него вставляли две веточки - высокие стебли лопуха, облепленные крутым тестом. Веточки сушили на воздухе, а не запекали, после чего вставляли в калач. Они получались белые как невесты. Затем их связывали красной лентой и украшали конфетами и цветами.
О первом дне традиционной казачьей свадьбы расскажем в следующей статье.
Посмотреть фильм о традиционном свадебном обряде донских казаков можно на каналах проекта "Южные ворота":