Импрессионизм сегодня — настоящий культурный феномен, однако его чрезмерная популярность вызывает у некоторых скептиков неодобрение. Музеи наперебой стараются выставить работы импрессионистов, но критики нередко называют их «красивыми картинками» и «игрушками для богатых».
Эта реакция удивительно напоминает критику, с которой столкнулись сами импрессионисты 150 лет назад. В конце 1800-х годов журналисты опасались, что художники вроде Поля Сезанна, Эдгара Дега, Клода Моне, Берты Моризо, Огюста Ренуара и Камиля Писсарро «навязывают искусство чистого наслаждения», пренебрегая серьёзными историческими картинами, которые обычно выставлялись в официальных Салонах. Критики высмеивали незаконченный, эскизный стиль импрессионистов, считая его «нездоровым» и даже «безумным».
Ирония судьбы: то, что когда-то считалось вызовом традициям и даже безумием, теперь стало признанным и любимым многими направлением в искусстве. Может быть, именно в этом заключается истинная сила импрессионизма — в его способности вызывать эмоции и менять восприятие искусства на протяжении веков?
Впечатления об импрессионизме
Известно, что название «импрессионисты» стало ассоциироваться с группой после того, как критик Луи Леруа использовал его не для похвалы, а для насмешки над картиной Моне «Восход солнца». Эта картина стала центральным экспонатом первой выставки импрессионистов в бывшей фотостудии в парижском районе Опера. В своей статье Леруа язвительно заметил, что грубо нарисованная сцена восхода солнца над промышленным портом Гавра, выполненная в туманных оттенках и наэлектризованная оранжевым солнцем, выглядела менее завершенной, чем «обои». Однако именно эта критика помогла движению выйти на передний план.
Сегодня мнения об импрессинистах и выставках, посвященных наследию импрессионистов также разделились. Например, некоторые намекают на то, что импрессионистам не хватало смелости: они сосредоточились на более безопасных и эскапистских темах — мире танца и театра, парках и сельской идиллии — вместо того чтобы отразить ужасы франко-прусской войны и последующей гражданской войны, которые разрушили Париж всего за несколько лет до этого. И правда, многие современные экспозиции принижают радикализм идей Дега, Моне и их соратников, так как, безусловно, нуждаются в их кассовой привлекательности.
Современные исследования показывают, что первая выставка импрессионистов включала гораздо более эклектичный состав художников, чем принято считать. Эти художники были объединены не только экономическими мотивами, но и желанием освободиться от диктата Салона — учреждения, определявшего, кто может показывать свои работы.
На выставке 1874 года, которая стала поворотным моментом в истории искусства, было представлено лишь небольшое количество работ импрессионистов. Всего 7 из 31 художника; 51 из 215 работ, представленных на выставке Анонимного общества художников-живописцев, скульпторов и граверов, были впоследствии признаны импрессионистами. Остальные экспонаты включали странные портреты собак, классицистические скульптуры и эмалевые портреты в стиле Ренессанса, созданные ныне забытыми художниками.
Так что же можно праздновать спустя 150 лет? Возможно, пора разрушить укоренившийся миф об импрессионистах — черно-белое повествование и грубое упрощение реальности, повторяющееся на каждом уроке истории искусства про пленеры, красоту игры света и цвета, задачи уловить момент.
Импрессионистские картины всегда были источником бурных обсуждений и споров. Эти работы поражали зрителей не только своей скоростью выполнения, но и смелым решением "рисовать мир вокруг себя" — это шокировало публику.
Вернемся на 150 лет назад: на первой выставке импрессионистов была представлена картина Поля Сезанна «Современная Олимпия, эскиз» (1873-74), изображающая обнаженную даму легкого поведения в компании полностью одетого мужчины, захватывает своей дерзостью. Неподалеку от нее висела «Колыбель» (1872) Берты Моризо — трогательное изображение матери, наблюдающей за спящим младенцем. Моризо была единственной женщиной на выставке 1874 года, и ее работа поражает своей нежностью и искренностью.
«Прачка» Эдгара Дега (1869) демонстрирует женщину, склонившуюся над гладильной доской, выполненную проворными, почти хаотичными мазками, которые придают сцене живость и динамику. А «Бульвар Капуцинок» Моне (1873-1874) с его изображением современной, недавно построенной улицы поражает своей свежестью и энергией.
Не обошлось и без прекрасного: поле красных цветов на картине Моне «Маки» (1873) почти поглощают женщину и ребенка, создавая ощущение безграничного простора и гармонии. А «Восход солнца» (1872) того же Моне превращает промышленный порт в настоящее чудо света.
Импрессионисты разрушали стереотипы, они не были слепо романтичными или "безопасными", как утверждают некоторые критики. Их произведения отражали реальность их времени без морализаторства и академизма. В отличие от традиционных исторических картин, которые жюри Салона обычно превозносили, работы импрессионистов были свежими и радикальными.
Контекст играет ключевую роль в понимании импрессионизма: многие художники реагировали на травматические события периода жестоких конфликтов в Париже в 1870-1871 годах (также этот период называют l'année terrible, “ужасный год”). Без учета этих событий невозможно полностью понять то, что мы сейчас называем импрессионизмом. Эти картины – не просто красивые произведения искусства, пытающиеся “поймать момент”; они являются отражением духа времени и его боли.
Импрессионисты ощутили сильную потребность двигаться вперед и прокладывать новые пути, избегая застоя в прошлом и преодолевая все свои травмы. Первая выставка импрессионистов включала работы, которые были более грубыми и жесткими по сравнению с теми, которые мы привыкли видеть сегодня.
Поль Дюран-Рюэль был их дилером и сформировал образ импрессионизма как красивых картин, но эти выставки никогда не были только такими. Импрессионисты были более сложными, разнообразными и остроумными. Например, Дега мастерски изображал темные стороны викторианской женственности, а Камиль Писсарро писал с позиции нестабильности окружающей городской суеты.
Когда мир вокруг них стремительно менялся, импрессионисты осознавали риск утраты всего в результате недавних разрушений. Они решительно шагнули вперед и начали запечатлевать поэзию и значимость мимолетных моментов. Их техника быстрой живописи идеально подходила для этого, позволяя уловить эфемерные впечатления от света или простых действий повседневной жизни. Это было действительно радикально и далеко не легкомысленно, как принято считать.
Титры
Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»
Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.
Еще почитать:
• Берта Моризо: первая женщина-импрессионистка
• Хокусай — отец современной манги?
• Почему "Маленькая танцовщица" Эдгара Дега вызвала такой скандал?
• Поль Дюран-Рюэль: человек, который спас импрессионистов от забвения
• 4 художницы-импрессионистки: скрытые страницы истории искусства
Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤
Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗