Вы наверняка слышали байку о том, как Наполеон Бонапарт, прибыв в Египет и увидев Сфинкса, пришел в ярость от его «слишком африканского» лица. Будто бы великий полководец, будучи ужасным расистом, не смог вынести такого оскорбления для своей утонченной европейской натуры и приказал солдатам снести статуе нос пушечным выстрелом. Вся эта история, конечно же – полная чушь.
Эта байка, скорее всего, родилась как невинная шутка, история для туристов, и кочует она по миру уже больше века. А в наше время интернет вдохнул в неё новую жизнь, превратив в «доказательство» расизма и жестокости европейской цивилизации. Кто первый решил, что Наполеон мог так поступить, неизвестно, но версия эта оказалась удивительно живучей.
В 1995 году лидер негритянской экстремистской организации «Нация ислама» Луис Фаррахан даже использовал её в своей речи во время так называемого «Марша миллиона мужчин» – массового протестного шествия негров на Вашингтон. «Превосходство белых заставило Наполеона взорвать нос Сфинкса, потому что он слишком сильно напоминал вам о величии черного человека», - заявил он. Ирония в том, что саму «Нацию ислама» и лично Фаррахана часто обвиняют в расизме и антисемитизме, а ещё в любви к конспирологии и весьма специфической трактовке истории.
К счастью, этот миф легко разбить в пух и прах, вооружившись всего парой фактов. Во-первых, у Наполеона не было машины времени. Он родился в 1769 году, а в Египет отправился в 1798. А вот упоминания о повреждённом лице Сфинкса, рисунки и записи путешественников существовали задолго до его рождения.
Более того, Наполеон был известным ценителем истории и культуры, он искренне интересовался историей Древнего Египта и даже организовал первую научную экспедицию по изучению древностей. Вряд ли он стал бы уничтожать то, что так ценил, и портить бесценный памятник древности.
Давайте копнем глубже и рассмотрим доказательства. В 1737 году, задолго до рождения Наполеона, датский капитан Фредерик Луи Норден путешествовал по Египту и сделал подробные зарисовки Сфинкса. На них уже отчетливо видна статуя без носа. Эти рисунки легко найти в интернете.
Чуть позже, в 1759 году, голландские путешественники Йоханнес Эгидий ван Эгмонд ван дер Нейбург и Йоханнес Хейман опубликовали книгу о своих странствиях. В ней они подробно описывают Сфинкса, отмечая, что его нос «слегка поврежден». Книга, кстати, доступна онлайн.
В 1760 году доктор Зигмунд Якоб Баумгартен в своем труде «Дополнение к английской всеобщей истории» пишет о Сфинксе, у которого «нос изуродован, вероятно, мусульманами, из-за их неприятия изображений».
Это лишь несколько примеров, но все они свидетельствуют о том, что Сфинкс был поврежден задолго до появления на свет Наполеона. У нас есть и рисунки, и письменные свидетельства. Игнорировать их - значит упорно верить в миф.
Но если не Наполеон, то кто? Доктор Баумгартен намекает на мусульман. В XV веке историк аль-Макризи писал, что в 1378 году некий Мухаммед Са’им аль-Дахр уничтожил нос Сфинкса, возмутившись тем, что местные жители поклоняются статуе. Возможно, именно на эту историю ссылался доктор Баумгартен. Но это всего лишь одна из версий, к тому же записанная спустя много лет после предполагаемого события.
Есть и другая версия. Археолог Марк Легнер, изучив повреждения Сфинкса, пришел к выводу, что они были нанесены между III и X веками нашей эры. В таком случае ни аль-Дахр, ни тем более Наполеон не могли быть виновниками.
Стоит помнить, что в Древнем Египте повреждение статуй не было чем-то из ряда вон выходящим. Египтяне верили, что в изображениях могут обитать души богов или умерших, и иногда стремились «освободить» их, повреждая статуи. Кроме того, нос - одна из самых хрупких частей статуи, он выступает вперед и легко может быть отбит. Многие древние статуи, не только египетские, но и греческие, и римские, лишились носов или других выступающих частей именно по этой причине.
Таким образом, нет никаких доказательств того, что нос Сфинкса пострадал из-за чьей-то расовой неприязни. У нас есть несколько подозреваемых, но точный ответ на вопрос «кто?» пока остается тайной. Зато мы можем с уверенностью сказать, что это был не Наполеон.
1