76K подписчиков

Пятое колесо: что должен знать о «запаске» каждый водитель

3,4K прочитали

Долгие годы запасное колесо было важной, если не ключевой опцией, на которую обязательно обращали внимание и покупатели, и продавцы автомобилей. С тех пор и качество дорог выросло, и маркетинговые посылы изменились, так что водители зачастую просто забывают, что у их автомобиля совсем не четыре колеса в наличии. Так оно и лежит в нише или болтается под кузовом, пока однажды на дороге не произойдет прокол. В прямом и переносном смысле. Доставая покрытую вековым слоем пыли «запаску», несчастный может не получить желанного: колесо за годы забытья просто вышло из строя. Само по себе, от времени. Но бывают и другие, несколько более комичные случаи. Чтобы не попасть «впросак», о нем, запасном колесе, периодически все же стоит вспоминать.

«Докатка»

Долгие годы запасное колесо было важной, если не ключевой опцией, на которую обязательно обращали внимание и покупатели, и продавцы автомобилей.

Во-первых, полноразмерное запасное колесо положено не всем: автопроизводителям давно уже не дает покоя огромная ниша запасного колеса, сжигающая полезный объем багажника, так что некоторые решили вообще отказаться от страховочной покрышки с диском, а другие все же положили, но урезанный вариант — «докатку». Ключевое отличие — на ней нельзя ездить далеко и с высокой скоростью, только доехать до шиномонтажа. Докатиться, если быть педантичными до конца. Многие водители эту тонкость забывают, а потом страдают: в колее, в контакте с ямой или другой неровностью, а также с «лежачим полицейским», «докатка» ведет себя непрогнозируемо, легко лопается и деформируется. Так что надеяться на свободный вечер четверга, пробив колесо в воскресенье, возвращаясь с дачи, не стоит — на ремонт придется ехать сразу. Для людей с современным подходом стоит напомнить, что сама по себе «докатка» — крайне редкий лот, который стоит недешево. И, кстати, ставить такую запаску на ведущую ось не стоит.

Размерность

Долгие годы запасное колесо было важной, если не ключевой опцией, на которую обязательно обращали внимание и покупатели, и продавцы автомобилей.-2

Вернемся к стандартному запасному колесу нормальной размерности. Оно позволяет, после проведения замены, использовать автомобиль полноценно, ни в чем себя не ограничивать и заехать для ремонта тогда, когда позволит график. Но все это актуально только в одном случае: если запаска того же размера, что и стоящие на автомобиле колеса. Тяга к улучшению, любовь к максимальной комплектации и различные доработки, свойственные российским водителям, часто приводят к тому, что запаска начинает отличаться от установленных колес. Не только диском, но и размерностью.

В итоге может случиться так, что запасное колесо меньше, а винты, которые нужны для его крепления на ступицу, длиннее или короче установленных. Это цугцванг, который автоматически переводит полноразмерное запасное колесо в ранг «докатки»: быстро ехать нельзя, ставить на ведущую ось — тоже. Хорошо бы задуматься о последствиях заранее, но все мы сильны только задним умом.

Автохимия

Долгие годы запасное колесо было важной, если не ключевой опцией, на которую обязательно обращали внимание и покупатели, и продавцы автомобилей.-3

На прилавках автомагазинов можно найти специальный баллон с пеной, который, будучи подключенным к спущенному колесу через ниппель, наполнит покрышку специальным составом, позволяющим добраться до шиномонтажной станции. Штука, будем честны, действенная, но, как и любая монета, имеет обратную сторону: во-первых, срок ее действия весьма ограничен как по дистанции, так и по скорости. Во-вторых, у нее очень короткий срок годности, за которым, коль уж выбран такой путь, надо следить.

Ну и напоследок, стоит напомнить, что мастеру придется до начала ремонта покрышки выгребать остатки пены, что в свою очередь значительно увеличит стоимость работ — дело крайне неприятное, если не сказать большего. В итоге руки, скорее всего, останутся чистыми, но появятся другие сложности, которые придется решать позже. Спорное решение, одним словом. Не всегда актуальное.

Процедуры

Долгие годы запасное колесо было важной, если не ключевой опцией, на которую обязательно обращали внимание и покупатели, и продавцы автомобилей.-4

Бывает и такое, что достав «запаску» из ниши, водитель обнаруживает полностью спущенное колесо, которое не отзывается на все потуги насоса создать хоть какое-то давление в шине. За годы «вынужденного простоя» резина могла растрескаться, колесный герметик — рассохнуться. Еще хуже обстоят дела, если запасное колесо находилось под кузовом автомобиля: от грязи, температуры находящегося совсем рядом глушителя, ультрафиолета и много другого оно с высокой долей вероятности уже не поможет. Популярен и другой исход: на запас кладут самое изношенное колесо, которое целиком и полностью «забыло» о геометрии. Ехать на таком практически невозможно: чудовищные детонации идут по всему кузову, в руль бьет, управляемость отсутствует как вид. Эффект, будто автомобиль продолжает ехать на спущенной шине.

Чтобы всех вышеперечисленных бед избежать, хотя бы раз в год следует запасное колесо доставать, мыть, очищать нишу, проверять не только давление, но и общее состояние покрышки. Запасное колесо, как бы странно это не звучало, должно быть отбалансировано. Если штатный крепеж подходит — хорошо, но если для крепления новых дисков к ступицам были приобретены соответствующие болты, то старый набор должен быть сложен и приложен к «запаске». В тот же день следует проинспектировать и домкрат, и баллонный ключ — многие водители слышали о его существовании, но никогда не видели, а как дело доходит до вынужденной «переобувки» — теряются в показаниях, волнуются и тратят драгоценное время попусту. Кстати, ключ должен подходить ко всем болтам или гайкам крепления колес — на всякий случай. Мало ли пригодится.