Составляла я эту памятку сама, для того ресторана, в котором занималась управлением стажировки. Здесь даю не дословный вариант, а общие моменты – идея и структура подойдут и для компаний, работающих в других сферах.
Первый раз новый сотрудник читает эту памятку после прохождения стажировки, когда только приступил к работе. Я вообще в том ресторане распечатала ее в красивом оформлении и повесила на стене в зоне, где клиенты не видят, а вот сотрудники регулярно бывают.
\\\
И в начале – поздравления с тем, что человек стал нашим сотрудником – и «Добро пожаловать в команду!» А еще – акцент на том, что правила в памятке актуальны для всех ее членов, не только новеньких – и дальше перечисление.
1. Новый день и рабочую смену начинаем с хорошего настроения и доброжелательной улыбки! У каждого из нас могут быть проблемы дома, но на работе это сказываться не должно. Поэтому не перекладываем на коллег личные огорчения – сохраняем доброжелательность и в общении с ними, и тем более с клиентами, ведь наша задача – дарить им хорошее настроение!
2. Каждый выполняет свою работу максимально хорошо! На своем рабочем месте мы все выкладываемся полностью – ведь качественное обслуживание включает в себя не только вкусные блюда, но и приветствие, доброжелательность, своевременную подачу, красивую сервировку и, конечно, чистоту в зале и не только. Если каждый делает свою работу максимально качественно, то и посетители будут нас посещать с удовольствием, и рекомендовать нас знакомым, то есть бесплатно рекламировать – а значит, и зарабатывать все мы будем!
3. Все сотрудники – одна команда! А командная работа – это слаженность, поддержка, взаимопомощь, при необходимости делегирование обязанностей. А главное – единая цель! Для нас это – сделать так, чтобы наш ресторан стал лучшим и самым посещаемым в городе! Если что-то мешает работать слаженно, ее надо решать. Не обязательно любить всех членов команды и чувствовать себя семьей – но важно быть командой!
4. Все сотрудники доступны для руководства! Работа команды нашего ресторана организована рационально и системно, но всегда может произойти что-то непредвиденное – кто-то заболел, например, или что-то нужно сообщить до начала вашей рабочей смены. Поэтому у руководства должны быть ваши актуальные контакты и людей, через которых можно связаться с вами при необходимости.
5. Если нужно поменяться сменами, замену себе ищет сам работник – и согласовывает это с руководителем. Работа 2/2 по 12 часов – это действительно физически тяжело. Поэтому позаботьтесь о замене заранее, чтобы человек не чувствовал себя одновременно уставшим, недовольным и загнанным в угол. Лучше решать этот вопрос заранее.
6. Работа – чтобы работать! Перекуры, перекусы и разговоры по мобильному не приветствуются, даже если в зале нет посетителей – можно использовать это время для подготовки к встрече гостей и рутинных действий, на которые обычно времени не хватает (отполировать посуду, разложить салфетки и т.д)
7. Приходим за 15 минут до начала смены! Приводить себя в порядок нужно не в рабочее время – и 5 минут в час конкретного работника с учетом численности для компании выливается в ощутимую сумму. Не надо давать повод высчитывать, сколько реально рабочего времени вам оплачивать – посвящайте его действительно работе!
8. Служебный телефон – для служебных целей! Не надо ни перекладывать расходы за переговоры с мобильными на компанию, ни тратить рабочее время на личные переговоры. А главное – наши клиенты звонят, чтобы забронировать столик! А если телефон в это время занят из-за чьих-то личных разговоров, компания – то есть все мы! – теряем деньги! И недополученные за упущенный заказ, и затраченные на рекламу и маркетинг. Поэтому – телефон должен быть свободен!
9. Наши сотрудники не употребляют на работе алкоголь! Такого не потерпит ни один работодатель – учитывая специфику ресторана, физически возможность получить напитки есть, поэтому акцентируем внимание на этом вопросе – за употребление в рабочее время наказываем увольнением.
Кстати, если вы ищете место, чтобы отметить собственный праздник – поскольку алкоголь меняет сознание, не нужно демонстрировать себя в таком состоянии коллегам. Для праздников с распитием рекомендуем выбирать другие заведения. Если хотите встретиться с друзьями или семьей, чтобы отдохнуть и насладиться едой без распития алкоголя- это возможно и даже приветствуется.
10. Наши сотрудники не выносят продукты за пределы ресторана и употребляют то, что им положено. Мы обеспечиваем работников двухразовым питанием за смену. Если кому-то этого недостаточно, можно принести дополнительно свое (бутерброды и т.д.) А вот брать продукты, которые на кухне используются для приготовления блюд гостям ресторана, недопустимо. Это воровство либо у предприятия, либо у посетителя – в любом случае наносится ущерб компании. С людьми, нарушающими это правило, мы расстаемся. В то же время вы можете принять участие в дегустации новых блюд – расходы на их приготовление берет на себя компания.
11. Мы приветствуем желание наших сотрудников сделать работу ресторана более эффективной и повысить его привлекательность для посетителей. Поэтому перед выдачей зарплаты наши сотрудники пишут свои предложения и сдают директору. Многие вещи вы изнутри видите лучше, чем директор – а на основе ваших предложений можно улучшить работу! Мы рады вашим идеям!
12. Если возникла проблема, не принимайте важных решений до того, как переговорите ее с директором! Это позволит и вам, и руководству увидеть ситуацию с разных сторон – и найти действенное решение. Вы уже член нашей команды – и мы заинтересованы в том, чтобы решать возникающие вопросы так, чтобы совместная работа была результативной и комфортной для обеих сторон.
Добро пожаловать в нашу команду!
Разрабатывала я эту памятку несколько лет назад – за это время изменилась ситуация и в экономике в целом, и на рынке труда в частности. Но специально не стала убирать или добавлять какие-то пункты сейчас – интересно узнать ваше мнение, что из этого на данный момент актуально, а что уже нет? Пишите в комментариях. Если нужно обучение или персональные консультации, пишите в любом мессенджере на номер 7(931)009-26-76, задавайте вопросы – ответим, расскажем, обсудим варианты сотрудничества!