Целых два козырька – не многовато ли для головы одного человека? :)
И ведь носил этакий странный фасон не кто-нибудь вроде экстравагантного сэра Генри Баскервиля с его замашками а-ля «Вы что-нибудь слышали о фонарях в тысячу свечей? Это изобретение Эдисона из Свена». И не странноватый доктор Джеймс Мортимер, который «копался в каких-то могилах».
Этакий необычный фасон выбрал сам известный сыщик – Шерлок Холмс.
Точнее, фасон выбрал первый иллюстратор рассказов о нем – Сидни Пэджет, причем, очевидно, с ведома Артура Конана Дойла, поскольку эти двое сотрудничали при прорисовке образов героев детективов. А уж потом идею стиля переняли режиссеры многочисленных экранизаций книг о сыщике.
Но откуда пошел такой фасон и зачем были нужны два козырька одновременно? Причем не один над другим, но один – над лицом, другой – со спины.
На деле два козырька нужны были для защиты от непогоды. Просто мы традиционно привыкли оберегать только лицо от солнца. А в данном случае предусматривалась также охрана для шеи от светила и непогоды.
Причем по умолчанию подразумевалось, что прическа обладателя такого головного убора непышная и недлинная, стало быть, шея открыта – вот и надо ее обезопасить.
Особенно забавно такой фасон выглядел, если находившиеся по бокам отгибы (своего рода боковые козырьки) связывали под подбородком. В подобном ракурсе аристократ в погоне за благородными оленями мог не отличаться от деревенского мужика в погоне за простыми зайцами.
Таким образом «легким движением руки» элегантная шляпа превращается… превращается шляпа… в самую банальную шапку-ушанку.
На самом деле подвязка на подбородке нужна была, чтобы утеплиться от ветра и разных осадков, а также чтобы не мешать движениям.
Как правило, изготавливались такие шляпы с козырьками из тканей твид и твил. Клеточка же наносилась в качестве камуфляжа на охоте. При этом она могла быть как крупной, очевидной, бросающейся в глаза, так и мелкой, еле заметной, подразумеваемой.
Кстати, впервые сыщик появился в столь интересном фасоне на иллюстрации к рассказу «Тайна Боскомской долины» в публикации 1891 г.
Надо сказать, нарисованный персонаж получился тем еще модником: именно с 1870-х по 1890-е гг. стал популярным сей фасон.
То бишь иллюстратор не придумал этот головной убор – он существовал в реальной жизни и назывался шляпой охотника за оленями, или deerstalker hat на языке самого Холмса.
Англичане, введшие в обычай погони за лисами, оленями и прочими зверушками ради развлечения (т. е. еще до того, как они начали натужно призывать к вегетарианству и срывать с людей шапки из натурального меха), сочетали данный аксессуар с широкой курткой и просторными бриджами. Такой стиль вполне отвечал канонам викторианской эпохи, не утрачивая практичности.
Как уже сказано, Конан Дойл сотрудничал со своим первым иллюстратором, обговаривая рисунки, в том числе нюансы портретов героев.
Поэтому, если современные авторы пишут, что, мол, Холмс никогда в двух козырьках не ходил, это всё придумали за него, то они просто «ловят хайп».
На самом деле с огромной долей вероятности можно предположить, что сыщик был нарисован в этом головном уборе именно с подачи своего литературного отца или по крайней мере с его согласия. Некоторые исследователи даже доказывают, что писатель строго контролировал все изображения своих героев Пэджетом.
Да, Конан Дойл нигде не писал прямо о шляпе охотника, но мог подразумевать ее, что и нашло отражение в рисунках.
Сам сыщик щеголял с двумя козырьками исключительно на рисунках, где его изображали в сельской местности. В городе же на нем была подобающая джентльмену шляпа с полями.
А вот в разных экранизациях, как правило, Шерлок носил этот головной убор вне зависимости от того, куда он направлялся: в центр Лондона, в поместье Сток-Морен недалеко от столицы или на болота к сэру Генри в дальнюю резиденцию рода Баскервилей…
Любопытно, что любовь к великому сыщику помогла обогатиться фирмам, изготавливающим головные уборы: они вовсю продают шляпы «как у Холмса». Первая волна такой моды захлестнула в 1970-е гг. фанатов футбола с родины сыщика, вторая возникла чуть позже в рамках субкультуры кэжуалов.
Как ни крути, а шляпа с двумя козырьками сделалась атрибутом, символом Холмса почти наравне с трубкой, скрипкой и пальто-накидкой.
И, пожалуй, самым ярким образом в кино стал советский Шерлок Холмс в исполнении Василия Ливанова.
Уважаемые читатели, образ Холмса в исполнении какого актера нравится больше остальных вам лично?
П. с. На близкие темы читайте посты «Как советскому Ватсону лицо придумали, или Как Соломин оказался похож на самый первый образ доктора», ну и еще «В песне Гарика "шляпу он носит на панаму": как это?».
И отвечайте на тесты «Кто вы из известных сыщиков?» и конкретно «Кто вы – Шерлок Холмс или доктор Ватсон по характеру?».
#кино #телевидение #знаменитости #книги #чтение #литература #история #культура