Восемь лет назад жизнь Екатерины Гудяк рухнула в пропасть – так ей тогда показалось. То, что теперь она мама ребёнка с аутизмом, не укладывалось в голове. Как ей удалось справиться – в материале Дарьи Елиной.
«Мама смеётся» – так называется онлайн-лавка рукоделий, которую открыла мама ребёнка с аутизмом из Барнаула. Пока она почти не приносит прибыли, но Екатерина не собирается бросать своё дело. Ведь творчество помогает её подругам «по диагнозу» вернуться в общество, жить и смеяться. О том, как тяжело им даётся улыбка, она знает по личному опыту.
Новый статус – мама ребёнка с аутизмом
«Всегда играл один, не интересовался людьми. Зато от букв и цифр – не оторвать. Мы уже в год понимали, что Егор отличается от других детей, – через динамик телефона звучит напряжённый голос Екатерины. Слышно, что ей непросто вспоминать эти моменты. – А потом… на втором году жизни мой сын перестал откликаться на собственное имя».
Испугавшись, женщина повела малыша к лору – вдруг что-то со слухом? Но уши были в порядке. После визита к неврологу и обследований Екатерина узнала: теперь она мама ребёнка с аутизмом.
«Я подумала: всё. Это конец. Я не знала, куда идти и что делать, – признаётся Екатерина. – Но сложнее всего – общаться с ребёнком, который тебя не слышит. Он подвижный, бежит под машину и твои крики не помогут. Это очень тяжело».
Егор – второй сын в семье Гудяк. Старшему на тот момент было девять. Он тоже требовал внимания, но у Екатерины не получалось дать его достаточно. Она слегла с депрессией.
«Не осталось выбора»
Екатерина признаётся: всё, что она помнит из этого периода – полная потеря смысла жизни и апатия. Узнав о диагнозе, родные и друзья сочувственно вздыхали: «Держись, мы рядом». Но когда нужна была помощь, у всех находились причины отказаться. Скоро и звонки от них стали реже. Екатерина осталась одна.
«Муж тоже переживал, но он отреагировал более стойко. Возможно, потому, что он большую часть времени проводил на работе – нужно было кормить семью. Все заботы по детям он доверил мне. А я не вывезла», – вспоминает Екатерина.
Женщина обратилась к психотерапевту. Параллельно искала, как помочь ребёнку. В сети наткнулась на курс по превентивной медицине для мам детей с аутизмом и стала обучаться. Это придало ей сил. У Екатерины уже было образование педагога-психолога, и она решила повысить квалификацию – стать психологом для взрослых.
«Но ведь начать учиться – тоже труд. Где вы взяли силы в момент депрессии?», – уточняю я.
Молчание. После долгой паузы Екатерина начинает говорить.
«У меня были суицидальные мысли. Но я их себе запретила, – наливаясь свинцом, интонация голоса падает к концу каждой фразы. – Жить или умереть – у меня не осталось выбора. Ты просто живёшь. Оставалось решить: жить плохо или хорошо. Я предпочла второе. Но для этого нужно что-то делать».
«Мама ребёнка с аутизмом должна вернуться в общество»
В соцсетях Екатерина нашла сообщество мам детей с аутизмом. Там она познакомилась с рукодельницами Тосей Огиенко и Татьяной Киселёвой. Несмотря на диагноз детей, женщины плели макраме, создавали картины и другие вещицы для интерьера.
«Всё началось с ангела, которого нарисовала Тося, – рассказывает Екатерина. – Он так меня поразил, что я предложила купить картину. Я стала заказывать у неё работы, и всё чаще спрашивала, когда она уже откроет магазин. Но она стеснялась – и тогда я решила сделать это сама».
Онлайн-магазинчик назвали «Мама смеётся». Идею Екатерина подглядела в блоге мамы ребёнка с аутизмом из Сочи. Когда 19-летний сын не мог ответить на её вопрос, она иногда начинала смеяться от бессилия. А сын расплывался в улыбке и задумчиво заключал: «Мама смеётся».
Сквозь рассказ Екатерины в динамик прорывается детский крик:
«Мама, он сломался! Я хочу плакать!»
«Поплачь, Егор»
«Пожалуйста, помоги! Я хочу плакать!»
«Егор, я сейчас поговорю и помогу тебе, договорились? – мягко предлагает Екатерина. – Просто нужно перезагрузить».
За последние годы Егор прошёл большой путь. Благодаря работе с поведенческим терапевтом десятилетний мальчик чувствует невротическую вспышку, и обращается к маме за помощью. Изменилась и сама Екатерина. Моменты тревоги и апатии ещё случаются, но выручает новая работа: она консультирует взрослых людей с неврозами. А ещё она признаётся, что ей помогает младшая дочка. Сейчас Екатерина – многодетная мама.
Магазин «Мама смеётся» пока не приносит большой прибыли. Но женщинам он нужен не для денег. Это хобби – связь с обществом, которого мама ребёнка с аутизмом лишается на долгие годы. Источник сил, который помогает не сдаться, если мир рухнул. Любое горе – не навсегда.
Ранее Добро.Медиа публиковал историю волонтёра, который похудел на 20 кило и помогает параатлетам.