В предыдущей статье мы разобрали, что такое валовая прибыль и как мы можем на нее повлиять. Валовая прибыль — это лишь первая ступень, далее мы работаем над увеличением операционной прибыли.
Что такое операционная прибыль?
Операционная прибыль — это товарооборот минус операционные расходы (производственные, коммерческие, административные).
Она всегда меньше валовой: её можно найти, вычтя из последней коммерческие и административные расходы компании.
Налоги и проценты по кредитам при расчёте операционной прибыли не учитывают.
Операционная прибыль может быть, как положительной, так и отрицательной. Отрицательное значение называется операционным убытком.
Пример:
Ты директор магазина, с товарооборотом в 4 000 000, и валовой прибылью 3 000 000
Так же магазин имеет постоянные расходы
1. Аренда 500 000 (аренда и коммунальные услуги, ТЦ с большим трафиком обычно берут % от ТО, но есть и варианты фиксированной аренды)
2. ФОТ 500 000 (заработная плата всего персонала включая охрану и уборщиц)
3. Хоз расходы 30 000
4. Реклама 80 000 (обычно закладывают 2% от ТО)
5. Доставка товара 100 000 (зависит от объема поставок и количества рейсов)
6. Расходы на офис 80 000 (делятся пропорционально ТО между магазинами)
Итого расходы 1 300 000
Значит операционная прибыль составила 1 700 000
Давай разберем на какие пункты ты можешь повлиять на своем уровне, что бы магазин под твоим управлением не стал убыточным
Самый важный пункт, пункт номер ноль - это увеличение Операционной прибыли(ОП) через увеличение товарооборота(ТО) и Валовой прибыли (ВП). Как увеличить ТО и ВП разобрали в предыдущих статьях. Это то над чем директор магазина работает ежеминутно
1. Аренда. Прямого влияния на этот пункт директор магазина не имеет, но в то же время не все это понимают, но в случае серьезных форс-мажорных обстоятельств отдел аренды твоей компании может запрашивать скидку на аренду, а для этого тебе нужно предоставить информацию если есть не стандартная ситуация
Пример форс-мажорных ситуаций которые могут возникнуть и в связи с которыми можно запросить снижение арендной ставки на время или на постоянной основе.
- Ремонт парковки в ТЦ, из-за которого упал трафик, так как клиентам стало не удобно
- Ежедневные эвакуации с тц из-за ложных минирований или пожарных тревог
- Открытие большего ТЦ в шаговой доступности
- Закрытие якорных арендаторов в твоем ТЦ
Лучше быть в курсе того что происходит вокруг и своевременно сигнализировать своему руководителю и в отдел аренды
2. ФОТ. Здесь нужно провести анализ:
2.1 Трафика.
2.2 Норматива обработки в шт. или в денежном эквиваленте, смотря как принято в компании где ты сейчас работаешь.
2.3 Вникнуть самому, точно ли соблюдается норматив по скорости выполнения бизнес процессов в магазине и нет ли переизбытка персонала в штате.
* рук всегда не хватает, но если операционная прибыль ниже норматива, а еще хуже отрицательная, то такое решение нужно принять и принять трезво, основываясь на анализе который проведешь
Если есть потребность перекрывать вторую половину дня, из-за высокого вечернего трафика, то отличный выход это партаймеры.
3. Хоз расходы. Проверь как используется
- Офисная бумага, там всегда можно сэкономить. Не печатают ли рефераты?
- Выбирай расходники более бюджетные по цене (мыло, туалетная бумага, ручки, бейджи и тд)
- Назначь ст кладовщика или кладовщика ответственным за выдачу хоз инвентаря сотрудникам по опыту сразу уменьшится расход
- Не заказывай про запас или на черный день чем больше лежит в избытке, тем менее бережно к этому относятся сотрудники и тем больше расход.
4. Реклама. Инициируй проведение совместного с отделом рекламы опроса клиентов по эффективности рекламных мест, каждого вошедшего или купившего на входе/выходе сотрудник опрашивает, где последний раз он видел вашу рекламу. Опроси выборку из 1000 человек, сразу будет понятно какие рекламные места не эффективные, так сможешь снизить затраты на рекламу либо заменить не эффективные рекламные места и повысить входящий трафик.
5. Доставка товара. Казалось бы прямого влияния на данный пункт нет. Есть пример из практики. Директор магазина, из города с одним магазином и поставками 2 раза в неделю, через который машины с товаром не шли транзитом, провел анализ объема поставок, трудозатрат на приемку и обратился с предложением: протестировать поставки 1 раз в неделю. Попробовали. Тем самым сократили расходы на поставку товара на 35% и не допустили того, что бы магазин стоял с пустыми полками.
6. На данный пункт влияния не имеем на своей должности
В статье описаны всего 5 рабочих пунктов, как со своей стороны можешь повлиять на операционную прибыль, с таким подходом тебя точно ждет успех