Театр начинается, конечно, не с вешалки, а с личности.
Сформировать ее можно в театральном вузе и на сцене, но еще лучше начать раньше – в Академии талантов. Здесь действуют несколько образовательных программ театрального искусства для разного школьного возраста.
И «с этим» уже можно покорять профильные институты и театральные училища.
Но лучше, чем педагог и режиссер Надежда Буравлева, ведь никто не расскажет о том, что происходит на сцене голографического театра Академии талантов и за его пределами?
— Надежда Сергеевна, если вспомнить ваши проекты, начиная с сентября прошлого года?
— У нас вышел отличный спектакль, посвященный Юрию Гагарину. В нем участвовали ребята младшего и среднего школьного возраста. Мы сделали так, как будто Гагарин со сцены разговаривал с детьми, читающими взрослые стихи о первом космонавте и космосе, и у нас это получилось.
К новому году запустили иммерсивный квест «3Девятое царство» на основе русских народных сказок. Много взяли из Пушкина, много креативили, сами писали сценарий. Шесть площадок работало параллельно в момент квеста, и актеры выступили аж три раза за день!
Самые маленькие отыграли «Чуковский бит» – этот спектакль мы очень любим и играем «по наследству». Я люблю его доверять малышам 8-9 лет, потому что у них пока не все хорошо с дикцией.
Логопедический метод работает на все сто – ребята с удовольствием читают рэп.
— Какие спектакли вы поставили с участием старшеклассников?
— Со старшей группой «Лаборатория театра» подступились в сентябре к Бродскому. Потом поставили рождественский цикл его стихов «Рождество. Точка отсчета». Получился театр по Станиславскому – никаких мультимедиа, такая классика-классика.
Потом с этими же ребятами принялись за Булгакова. Булгаков личность непростая, тем более после «Маяковского», которого они играли в прошлом году.
Взяли за основу знаменитое письмо Булгакова Сталину с фрагментами монологов из других произведений писателя. Я предполагала, что это будет только «Мастер и Маргарита».
Но нет, дети предложили сложные и «Бег», и «Дни Турбиных».
— Очень интересно!
— Представляете, какая я была счастливая? Учителя литературы ведь бьются, чтобы дети читали эти произведения.
— Вы говорите, что надеялись, а они предложили другое…То есть, заранее распечатанный текст с ролью не про ваш театр точно?
— Я к этому долго шла. Мультимедийный театр «Сфера» не только про актерство. Если посмотреть программу, то там масса дисциплин, начиная от актерской техники, пластической выразительности; есть и сценарное мастерство, и художественное оформление спектакля, анализ драматического текста…
— Довольно сложные направления для начинающих.
— Сложные, и по факту они необходимы профориентированным детям, которые четко понимают – я хочу быть актером, хочу быть режиссером! - и идут в профильные вузы после школы.
Но сухая терминология сложна для дополнительного образования.
Нам нужно все упаковать. Поэтому экспериментальная работа – чудесный рецепт! Ты предлагаешь, ты увлекаешь, ты объясняешь, ты погружаешь, и каким-то волшебным образом у детей происходит рефлексия всех знаний и навыков.
— Плюс любимая вами мультимедиа, кажется, активирует другие участки детского воображения?
— В спектакле «Монолог с Булгаковым», например, играет виртуальный персонаж – мы оживили великого литературного мистика с помощью мультимедиа. Это и удивительно, и грань будущего.
Детям все понятно, они с этим живут. Но для среднего возраста использование искусственного интеллекта на сцене было новым и вызвало шквал аплодисментов.
И правда - не в каждом профессиональном театре можно увидеть такое.
— Если говорить об использовании мультимедиа, в конце учебного года вы представили еще один необычный спектакль – «Арт-терапия».
— Да, это небольшие истории, в которых главный герой преодолевает свой страх через различные ситуации. Есть определённая группа детских страхов – одиночества, темноты, травля, страх высоты, и к сожалению, часто ребята борются с ними в одиночку.
Мы решили подойти к проблеме творчески. Школьники сами написали сценарий, пригласили сыграть страхи актеров из младшей группы и создали видеоконтент для эффекта дополнительной реальности.
А им, напомню, всего по 12 лет.
— Как вы оцениваете образовательные проекты, которые вы осуществили на стыке театра, искусства и науки? Детям нравится знать, уметь и успевать все?
— В прошедшем учебном году мы запустили проект на стыке, казалось бы, несочетаемого – «Наука глазами театра». Дети сами создают сценические образы и виртуальных героев для своих проектов, а также просветительский контент по анатомии, биологии, химии, физике и другим предметам. Это не только видео о жизни великих ученых, но и клипы, гифки, стикеры.
У нас занимаются много ребят, которые участвуют в нескольких программах сразу. Им мало театра, им мало науки. Потому учим их работе в фотостудии – как правильно выстраивать кадр и работать с профессиональным фотооборудованием, как освоить графический редактор, а потом использовать графические спецэффекты для оформления спектакля.
И творческое раскрытие ребенка происходит как бы «само собой».
Квинтэссенцией междисциплинарного творчества считаю наш стикерпак по творчеству Пушкина. Сейчас все обожают косплей, мы перевоплотились в пушкинские образы и стали героями собственных стикеров.
Получился такой новый взгляд на творчество классика. Полный восторг!
— Сколько времени в среднем у вас уходит на подготовку театрального проекта?
— Иногда все рождается за месяц. Но понятно, что это не целый месяц, а два занятия – всего 4 часа в неделю.
В прошедшем учебном году много участвовали в фестивалях и конкурсах. Не знаю, как мы все успеваем. Наверное, это творческая энергия дает нам силы.
— На что хотите замахнуться в новом учебном году?
— Идея поставить «Ревизора» пришла мне полтора года назад. Но как будто дети были еще не готовы уловить тонкий юмор и глубокий сарказм «скучного» для школьника гоголевского произведения.
А теперь они перепрошиты Маяковским и Булгаковым и созрели для классики. «Ревизор» – интересная актерская работа, яркие образы и настоящая русская станиславщина.
— А вдруг дети будут настаивать, скажем, на Достоевском? Решитесь?
— Мне нравится давать им свободу. Не хочу их ограничивать.
Гоголь? Давайте читать и выбирать.
Достоевский? Давайте читать, давайте выбирать.