Найти тему

Непедагогическое образование и другие «особенности» репетитора.

Вот и наступило время обобщенных ответов на комментарии, дорогие мои подписчики! Хочется очень обстоятельно ответить на многие поднятые вами вопросы. 

Некоторых читаю буквально со слезами на глазах: мои сотоварищи, единомышленники, я в восторге, что не одна я думаю так. Ну и хейт, безусловно, присутствует. Да и хейт ли это? Просто  мысли, не совпадающие с моими, и они тоже имеют право на существование. 

Так, в комментариях к одной из моих статей дипломированный и очень уважаемый педагог жестко прошлась по репетиторам-предметникам, не имеющим педагогического образования.   А другой не менее заслуженный педагог резко и непримиримо написала о так называемых «гибридных» преподавателях, которые преподают сразу несколько предметов, лежащих по разные стороны «лирики/физики». Допустим, математику и обществознание или русский язык и информатику. 

Вот эти две перекликающиеся темы и возьмем сегодня на переосмысление в данной статье. 

По поводу непедагогического, но предметного образования я писала не раз. Вот здесь наиболее полно: 

https://dzen.ru/a/Zk9hnaKWiDJ2Cbp9

Что можно было бы добавить? 

Наверное, стоит вспомнить, что, как правильно заметил один мой комментатор, школьный учитель и репетитор - две РАЗНЫЕ профессии. В  обязанности одной входит массовое учение и воспитание, требующее навыков удержания дисциплины, порядка, общей заинтересованности и соревновательности.  Другая - персональные занятия с ОДНИМ человеком, полное погружение в личностные особенности и способности. При этом две эти сферы имеют и общее: цель - научить и воспитать. Говоря иначе, сеятели - и те, и другие, но одни  сеют масштабно, с применением особых технологий (сиречь педагогика), а другие точечно, по зернышку, опираясь больше на характеристику одной лунки. 

Дидактика нужна репетитору только в том смысле, что он обязан не  забывать про положительность и приложительность, если можно так сказать, самой изучаемой науки: ученик, дается ему предмет или нет, обязательно должен чувствовать, что эти знания приведут  его к какому-то позитивному навыку, востребованности, успеху, и уже потому стоит стремиться овладеть ими. То есть, готовя своего школьника, например, к ОГЭ, не забывайте, что ОГЭ все не завершается, готовьте шире - по возможности, к жизни. 

Здесь же, в комментариях есть необыкновенно красивые строчки про деятельность репетиторов; не могу удержаться, процитирую: «… Он (репетитор) может вести ребенка в знание по своей тропе. и результат даже не совсем главное.

Выбирать тропинки, накапливать знания, интерес к этому миру - это так интересно вместе с учеником и его родителями!»

Заметьте, репетитор ведет по тропинке, по персональной дорожке, между тем как школьный учитель в первую очередь заботится о наличии широкого пути, удобного для всех. Ну и, пожалуй, раз уж мы затеяли такое дорожное сравнение, школа везет детишек на автобусе, на скорости. Ну а при скорости не всегда успеваешь проникнуться тем или иным нюансом, что-то да и ускользает. Поэтому репетитор ведет по тем же местам пешком и не спеша, показывая и об’ясняя уточнения и дополнения. 

Что требуется репетитору? 

Конечно, во-первых, отличное знание предмета. Далее - знание тех типов материалов и условий испытаний, к которым он готовит ребенка, будь это экзамен или олимпиада. Внимательность, добросовестность и честность нужны на любом месте в любой профессии, верно? Поэтому добавим только еще одно - лояльность к детям/подросткам, то есть неравнодушное позитивное отношение к ним, которое имеет рациональное и эмоциональное начало. 

Я считаю, что именно лояльность рождает самые разные навыки в подходах к обучению. Начиная заниматься, репетитор пробует метод за методом, пока не увидит успеха. При негативном или нейтральном отношении он не будет перебирать свои наработки, не будет ломать голову при неудачах. Просто отсидит, «отдолдонит» тему и уйдет, нисколько не заботясь о результате. 

Такие репетиторы есть! Как и учителя. Как и работники в любой сфере занятости. Поэтому вовсе не отсутствие знаний о педагогических приемах или средствах ухудшает  работу репетитора. Причины ухудшения собраны мною в подборку  https://dzen.ru/suite/82645157-c177-4090-9e05-26101ef2ca4b;

если у кого-то найдется не обозначенная мною причина, пишите - обязательно вставлю. 

А вот еще аспект на данную тему с неожиданной стороны. 

Давайте зададимся таким интересным вопросом: много ли знаний для жизни и профессии вы получили в институте? Если подумать, основное вузовское достижение - систематизация всех своих знаний и умение применять их на практике. Проще говоря, институт учит нас правильно понимать задачи, правильно выставлять цели и правильно применять наши способности. 

Как я всегда говорю: человек с высшим образованием при необходимости может, вот именно, быть и швецом, и жнецом, и на дуде игрецом. 

Может он и дидактические законы постигнуть, основы психологии, коммуникативистику, одним словом, он мыслит шире, способен анализировать, понимать причины и следствия и во всем ищет (и находит) первопричину. 

 Поэтому, что касается тех репетиторов, которые «и и швецы, и жнецы», здесь немаловажен один хитрый фактор. 

Как мне представляется (и это подтверждают некоторые подписчики в комментариях), существует некий алгоритм, который репетитор должен уловить при подготовке ребенка, алгоритм самой подготовки, некоторая последовательность действий, приводящих к успешному результату. Поскольку работа индивидуальная, алгоритм надо подстраивать под возможности и способности ребенка, причем от предмета это не зависит. Предмет может быть самый разный, против чего как раз и выступает многоуважаемый педагог, о котором я написала вначале. 

И здесь она ошибается, потому что главное в учителе - как можно более широкий кругозор для понимания ЖИЗНИ в любых проявлениях и для принятия любых новых реалий, любых новых методик. Нельзя говорить «нельзя»! 

Если ты знаешь предмет (и на школьном уровне, замечу, вузовский или профессорский - без надобности) и дружишь с логикой и здравым смыслом, не зашорен, не ограничен в мышлении, - ты научишь кого угодно тому, что знаешь сам. Поэтому и «гибридные» репетиторы - при определенной добросовестности - прекрасные педагоги с замечательными результатами. 

А вы как считаете?