Найти тему

Высокая жёлтая нота. Часть 6

Репродукция картины "Красные виноградники", Винсент Ван Гог. Фото из открытых источников
Репродукция картины "Красные виноградники", Винсент Ван Гог. Фото из открытых источников

... Инна Николаевна едва сдержала слезы. Она знала, что только в молодости смерть кажется чем-то из ряда вон выходящим. Нужно непременно разбиться на самолете, потерпеть кораблекрушение, быть сраженным вражеской пулей...

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5.

А чтобы вот так просто, легко, взять и умереть, - это кажется невероятным! Первый опыт такого рода она пережила, ухаживая за отцом, который после инсульта прожил всего несколько коротких дней. Он то приходил в себя, гладил ее по голове и спрашивал, почему она плачет, то куда-то рвался, с кем-то горячо спорил, но в целом был, казалось, и умен, и силен, и полон жизненных сил, как вдруг страшно захрипел и закрыл глаза... Она никого не позвала, сидела рядом, запоминая, как бледнеют его щеки, становятся восковыми пальцы. Трогала лоб, который начинал сковывать лед... и вот это потрясение от осознания простоты и ординарности смерти запомнилось ей навсегда.

Так что когда на пороге ее галереи появился незнакомый молодой человек и обвел оценивающим взглядом коллекцию картин на стенах, она поняла, что все свершилось...

- А у вас тоже есть работы Смирнова? – притворно удивился он. – Да, щедрый был человек, раздаривал налево и направо.

Инна Николаевна побагровела от гнева и стыда, а потом сухо ответила:

- Картины все с дарственными надписями. Можете проверить.

- Ну что вы! Старик, я наслышан, был очень к вам расположен. Так что я не в претензиях, - человек приложил руку к груди. Очень знакомый жест.

... Уже в одиночестве Инна Николаевна наплакалась всласть. На этот раз в уход Смирнова она поверила сразу и безоговорочно, и слезы, как ни странно, принесли ей облегчение. Она будто успокоилась оттого, что с неё сброшен, наконец, груз ответственности за этого неуправляемого человека!

… Тоска же опрокинулась на нее через неделю, причем такая концентрированная, как будто кто-то с небес вылил на неё целый ушат чернил. Инна Николаевна прислушивалась к шагам на лестнице, вздрагивала от мелькнувшего в окне пятна цвета хаки, без конца разглаживала и складывала записочки на мохнатых листках бумаги – его «завещание», но чернота не отступала.

История о большой и опасной любви, которая выскочила как убийца из темного переулка. Только случилась она под южным солнцем Черноморского побережья. Читайте!

«Крохи… Мне достались от него лишь крохи. И даже этого хватало, чтобы утолять голод и насыщаться! А сколько всего он рассыпал по жизни? Ведь был молод, умел, красив, смел… Воодушевлен ролями, женщинами, идеями, иллюзиями… Я-то застала даже не осень, а зиму патриарха, и то успела погреться!» - думала она, и ей казалось, что и её персональный хронометр стал спешить.

Как вагончики через полустанок по рельсам: тук-тук – один день, другой, третий... И вот уже виден хвост поезда, горят в полутьме сигнальные огни... Умом она понимала, что еще рано задумываться о вечном, но душа сама выбирала другой ритм. Она полюбила подолгу стоять у картин, особенно «несчастненьких», обреченных на коммерческий провал, много и разбросанно читала, нашла, наконец, толкование не дающей ей покоя фразы о высокой желтой ноте. Оказывается, еще три тысячи лет назад китайцы считали желтый цвет главным в палитре красок и называли его «нотой земли». А Ван Гог, с которым «Смирнов нигде не учился», всю жизнь искал особый, «высокий», оттенок желтого, и делал это, как заведено у всех этих неуправляемых гениев, с помощью абсента...

Инна Николаевна читала знаменитые письма Ван Гога к брату Тео и находила в них отзвуки «завещаний» Смирнова:

«Чтобы жить и трудиться для человечества, надо умереть для себя. Человек приходит в мир не для того, чтобы прожить счастливо, даже не для того, чтобы прожить честно. Он приходит в мир для того, чтобы создать нечто великое для общества, для того, чтобы достичь душевной высоты и подняться над пошлостью существования почти всех своих собратьев.»

Она даже отправилась в Амстердам, в музей Ван Гога, и убедилась, что да, старик не просто любил этого художника, а определенно подражал ему: вот так же обводил предметы черным контуром, предпочитал чистые, яркие тона…

Инна Николаевна всматривалась в «Красные виноградники», «Жатву», «Натюрморт с сосновой веткой», пыталась разглядеть за картиной создателя, но не могла уловить в своем сердце никакого отзвука.

«Так что же остается от человека? – спрашивала она себя. – И что, в конце концов, важнее – мы сами или плоды наши? «Подсолнухи», оцененные в миллионы долларов, нисколько меня не трогают, а от этой печальной дворняги с разноцветными глазами, которую принес мне старик в один унылый осенний день, мурашки бегут по коже.

А здесь история о женщине, которая любила, но не вышла замуж. А может быть еще есть шанс встретить любящего мужчину?
Интересно? Читайте!

Может быть оттого столько подделок в коллекциях по всему миру, что по-настоящему чувствовать художника могут только знающие, любящие его люди? Выходит, важнее все-таки человек?

Вот ведь нет Смирнова, и пустоту эту никто никогда не заполнит...

«Ухожу из жизни с удовольствием,
Не кляня эпоху, не хваля.
Может, и по части продовольствия
Людям будет легче без меня...»

Инна Николаевна любовно разгладила серый листок с косыми буквами(«это - к моему завещанию!» выпятил грудь старик и кокетливо поднял очи горе), представила, как бы потешался сейчас он над ее философскими потугами, и подошла к зеркалу.

На нее смотрела немолодая, серьёзная женщина с потухшим взглядом и глубокой складкой между бровей, - морщиной гнева.

- Франческа Гааль… - доложила она своему отражению и усмехнулась. – Портрет незнакомки кисти неизвестного художника конца ХХ века...

И вдруг скорее почувствовала, чем увидела, как засветился у нее над головой нимб, прочерченный в воздухе его невидимой тёплой рукой.

Начало

Понравилось? У вас есть возможность поддержать автора! Подписывайтесь, ставьте лайки и комментируйте. Делитесь своими историями!