В начале «нулевых» годов (а именно в 1999-м году) российский авторынок наконец увидел, что из себя представляют комфортные внедорожники.
Появлялись Toyota Land Cruiser, первое поколение BMW X5. Такие автомобили производили фурор, а мы могли «похвастаться» лишь наработками по «Патриоту» от компании УАЗ. Ну и уже находившимися в продаже «бобиком» (УАЗ-469) и «буханкой» (УАЗ-452).
В это время компания ГАЗ решает выпустить новый проект под названием ГАЗ-3106 «Атаман». У них тогда прибыль шла только от продаж автомобилей «Газель» и «Соболь», и «Атаман» планировался как прорыв в сфере производства российских рамных внедорожников.
Что из себя предоставлял «Атаман» с технической точки зрения?
Вообще «Атаман» создавался на базе пикапа, который так и остался на этапе эксперимента. Назывался он ГАЗ-2308.
ГАЗ-3106 взял от него прочную раму и передний мост, выполненный на шрусах. Хоть на нем и стояла рессорная подвеска, «Атаман» хорошо «рулился» на трассе и обладал высокой плавностью хода (как показали испытания).
Хочется отметить, что клиренс у автомобиля составлял около 24-25 см. Ничего не «свисало» с днища. Все стояло на своих местах и не могло повредиться при неаккуратной езде по бездорожью. Бензобак располагался как бы внутри рамы, что тоже исключало его повреждение.
Причем, в отличие от того же «Патриота» у «Атамана» была цельная крыша. То есть, сварные швы отсутствовали, что исключало возможность протечки (у УАЗа это встречалось).
Моторы на российском внедорожнике менялись. Например, изначально на него устанавливался дизельный двигатель от ГАЗ-561 на 141 л.с. Поздне устанавливался двигатель ЗМЗ-405, который выдавал мощность в 147 л.с.
Ближе к 2005 году в «Атамане» под капотом находилась улучшенная версия предыдущего мотора, а именно ЗМЗ-4054. Этот ДВС мог похвастаться уже 204 лошадьми, однако «жрал» около 15 литров на 100 км. Тем не менее он давал возможность развить скорость до 150-160 км/ч при весе около двух тонн.
Конечно же, ГАЗ-3106 обладал постоянным полным приводом, возможностью межосевой блокировки и блокировки заднего дифференциала. В паре с двигателем устанавливалась механическая коробка переключения передач на 5 ступеней от «Волги».
Также ГАЗ-3106 «Атаман» имел в оснащении гидроусилитель руля и систему АБС.
Невероятный для того времени салон ГАЗ-3106.
Да, действительно, салон «Атамана» сильно отличался от типичных салонов тех годов в российских автомобилях.
Во-первых, внедорожник был 7-местным. Плюс к этому, задние ряды сидений складывались в ровный пол, никаких дополнительных панелей не требовалось (как в случае с УАЗом).
Во-вторых, само исполнение сидений. Мягкая ткань и удобное положение всех кресел в салоне. Передние сиденья имели электрорегулировку и память в 3 положениях. Был подогрев всех сидений, а сзади было целых три (!) подголовника. Их сейчас то не во всех машинах ставят в таком количестве на заднем ряду.
В-третьих, были два маленьких дисплея с бортовым компьютером, что вызывало огромную бурю эмоций для нашего автопрома. Также был бортовой компьютер в потолке, а рядом с ним отсек для очков (нонсенс).
В-четвертых, в салоне были кнопки включения: кондиционера, стеклоомывателя для переднего и заднего стекол, а также кнопка включения «понижайки». Имелись все четыре электростеклоподъемника.
В-пятых, пластик в салоне был выполнен в очень симпатичных тонах: коричневый, зеленый, мятный. Чувствовалось, что над салоном старались.
Вообще, по салону и внешнему виду «Атамана» видно, что в качестве исполнителя все-таки приложила руку американская компания (Venture). По кузову достаточно много элементов из хрома, которые прекрасно дополняли красивый вид внедорожника.
ГАЗ-3106 имел целых три версии (на фото изображен «Атаман II»), в 2005 году была третья и финальная версия уже со всеми доработками, удобствами и ресурсом двигателя около 200 тысяч км.
Почему «Атаман» не пошел в серийное производство?
К сожалению, в этом вопросе все просто. Производство «Атамана» выходило бы дороже, чем его продажа. Уже тогда планировалась цена примерно в 460-500 тыс. рублей, что было очень дорого.
К тому же, ГАЗу урезали финансирование, потому что на тот момент уже вышел УАЗ «Патриот», который отлично продавался. Было выгоднее работать в том направлении.
В связи с этим, ГАЗ-3106 «Атаман» в серийное производство так и не пошел. И я считаю, что очень зря. Вышла бы замечательная, интересная машина того времени.