Найти тему

Русская Рига XIII века

Древняя Рига (с картины Л.Либерта).
Древняя Рига (с картины Л.Либерта).

Рига являлась не только форпостом немецкой агрессии на Восток. Конечный пункт Двинского водного пути (связанного с Волгой и Днепром), она создавалась и развивалась прежде всего как важнейший транзитный центр торговли с русскими землями. Именно это определяло её особую значимость и ценность в европейском товарообороте.

В начале XIII века в Риге постоянно проживали многочисленные русские торговцы и ремесленники. Здесь сходились дальние сухопутные дороги. Сюда с Руси везли дёготь, пеньку, лён. Важное место среди русских товаров занимали меха и воск, доставляемый в большом количестве. Рижане его сортировали, упаковывали и переправляли далее, в Западную Европу. В то время воск по своей значимости приравнивался к драгоценным металлам и нередко употреблялся как средство платежа. Из воска изготавливались не только свечи,
но и формы для обработки металла и оттисков печатей.
От Западной Европы в Ригу доставляли сельдь, соль, пряности, вино, сукна, предметы роскоши.

Первые торговые соглашения Риги были заключены с русскими княжествами. Уже в 1210 году был подписан договор о мире и свободной торговле с Полоцком. В 1212 году, после заключения договора между Ригой и Псковом было достигнуто общее соглашение, «чтобы дорога по Двине для купцов всегда была открытой». Тогда и возникло за городской оборонительной стеной Русское подворье (Русский конец), поселение купцов, прибывавших
с верховьев Даугавы. Границы Русского квартала можно выделить в районе от здания Сейма к Пороховой башне, от
Trokšņu iela до Smilšu iela.

Тут жили русские торговые люди, их слуги и переводчики, церковнослужители и ремесленники. Подобные дворы существовали и в других городах Ливонии. Сохранился документ 1222 года, в котором рижский епископ Альберт с беспокойством сообщает папе Гонорию III, что православные русские оказывают отрицательное, в религиозном отношении, влияние на обращённых в католичество местных жителей.

В год смерти епископа Альберта (1229) Смоленский князь Мстислав Давыдович отправил в Ригу своего «лучшаго попа Еремея и умна мужа Пантелея», чтобы заключили они более прочное торговое соглашение. Договор этот, носивший название «Мстиславова Правда», был подписан не только между Ригой и Смоленском. В нём также приняли участие Полоцк, Витебск и много немецких городов: Бремен, Гронинген и другие.
Наиболее важным пунктом было разрешение свободной торговли немцам в Смоленске, а русским — в Риге, Любеке и на острове Готланд.

Этот договор имел особое значение и оставался в силе более 200 лет. По его образцу в дальнейшем было заключено несколько договоров с другими русскими городами. Около 1230 года Русское подворье было включено в разросшуюся Ригу. Квартал, где жили исключительно русские рижане.
Одни были торговцами, другие занимались ремёслами — меховщики, скорняки, бочары, каменщики, кузнецы и пр. Согласно
Долговой книге для записи торговых сделок местного купечества, которую вёл Рижский магистрат в 1286–1352 гг., из примерно 2 000 записей её около 300–400 относилось к русским торговцам. Они легко определяются по славянским именам и по особой пометке «русский» (Ruthenus или Ruthe), стоявшей рядом с именем. Некоторые русские купцы владели в Риге недвижимостью: землёй, домами, а значит, по закону являлись полноправными рижскими гражданами. К ним принадлежали богатые кредиторы: Ivan Ruthenus, что заключал сделки на 150 марок
серебром (это около 50 кг драгоценного металла!), или Степан с сыном Ксенофонтом (однажды они одолжили торговому партнёру серебра на 180 марок), купец Кузьма, а также крупные торговцы, не владевшие недвижимостью — Иван, Василий, товарищ Мануила, Яким–скорняк с зятьями, державшие в своих руках почти всю торговлю воском. Сохранился документ, согласно которому упомянутый выше купец Василий поставил некоему Генриху Борнесу
полласта воска (в XIV веке ласт равнялся 90–120 пудам, или 1 475–1 960 кг). В 1330 году пять русских купцов имели лавки, расположенные в самом престижном месте города, на Ратушной площади.

План г.Риги 1400 года (реконструкция В.Неймана)
План г.Риги 1400 года (реконструкция В.Неймана)

В немецком городе Штральзунд, в церкви Св.Николая, в южной части хора находятся детали сидений алтаря купцов (1360–1370 гг.), через Ригу торговавших с русскими землями. На четырёх деревянных резных створках изображены любопытные бытовые сюжеты: русские охотятся на пушного зверя, собирают мёд, предлагают немецким купцам воск и шкурки.

Торговые связи рижан с Русью шли в основном через Смоленск, Полоцк, Витебск, Новгород, Псков. На эти города, а также на Суздаль и Копорье указывала Долговая книга.

Однако торговые дела вели и купцы, приезжавшие из различных ливонских мест. Например, купец Фома приезжал в Ригу из Икскюля (Икшкиле), торговец Иван — из Режицы (Резекне), Андрей — из Кукенойса (Кокнесе) и т. д.

В Риге, на территории Русского квартала (в средневековых немецких документах «Dat Russche dorp», или «Ruschen dorpe») находились жилые дома, лавки купцов, склады, больница, приют, кладбище. В 1345 году упоминается Русская улица.

Улица Большая Пивоварная (Aldaru iela), вид со стороны Песочной улицы (Smilšu iela), напротив — Шведские ворота. Фото начала XX века.
Улица Большая Пивоварная (Aldaru iela), вид со стороны Песочной улицы (Smilšu iela), напротив — Шведские ворота. Фото начала XX века.

Имелась и православная церковь Николая Чудотворца (впервые упомянутая в 1297 г., она была подчинена Полоцкому архиепископу). В старинных документах говорится также о монастыре и больничном приюте при храме. Вероятно при монастыре имелась небольшая школа. Церковь была каменная, с черепичной крышей и колокольней. Наличие при ней монастыря можно проследить по старинным документам до середины XVI века, когда он был закрыт вместе с католическими монастырями. Храм пострадал во время католических погромов, но продолжал существовать и после победы протестантизма. Так, документы Полоцких архиепископов и польских королей 1531–го, 1532–го и 1542 годов свидетельствуют о направлении в Ригу новых православных священнослужителей.

Русская церковь была закрыта Ратом 9 июня 1548 года.
Письмо Рижского архиепископа Вильгельма фон Бранденбурга (не желавшего ссориться с Иваном Грозным) содержит приказ Рату «церковь незамедлительно предоставить в распоряжение русским». Приказ феодального сеньора был
исполнен, но вскоре храм под влиянием немецких торговцев опять закрыли (1549).

В 1554 году царь Иван Грозный потребовал возвращения церкви русскому купечеству. Но Рат не исполнил этого требования: в декабре того же года русские купцы жаловались на то, что «горожане и голова города Риги не выдают им русскую их церковь вместе с имуществом».

В октябре 1557 года глава Ливонского ордена Вильгельм фон Фюрстенберг просит Рат переслать ему в Венден (Цесис) составленный в Полоцке древний договор, касающийся православного храма в Риге, «дабы он мог осведомить
посланцев из Москвы о состоянии русской церкви»
, и далее просит уведомить его, согласен ли Рат выстроить вторую, новую церковь, чтобы загладить вину перед русскими.

Вскоре началась Ливонская война. То, что Москва не одержала в ней победу, решило судьбу церкви. По распоряжению рижского бургомистра Николая Экка от 28 августа 1582 года, с башни православного храма были сняты два колокола и доставлены в церковь Св.Иоанна. Все церковные постройки король Стефан Баторий пожаловал Риге.

В 1621 году шведский король Густав Адольф захватил город и забрал в виде военного трофея православные иконы, принадлежавшие храму Св.Николая. Король подарил их библиотеке Упсальского университета. Сам храм был окончательно разорён и разграблен шведами.

Сегодня в университетском музее г.Упсала можно видеть четыре иконы из рижской церкви Св.Николая, которые по описи числятся как «трофеи из Иезуитского монастыря в Риге в 1622 году».

Подворье окончательно ликвидировали во время Ливонской войны. Со временем его строения разрушились (за исключением дома на ул.Алдару, 11). Cама Алдару вплоть до конца XVI века называлась «Русская улица». Лишь потом её переименовали в «улицу Пивоварную».

Проход через Шведские ворота на бывшую Русскую улицу
Проход через Шведские ворота на бывшую Русскую улицу

В начале XX века, во время земляных работ в районе бывшего Русского квартала, были обнаружены два каменных барельефа в виде звериных масок. Один из них, нередко называемый «людоедским», архитектор Павел Кампе описывал следующим образом: «Чудовище поглощает человека, причём
нижняя половина человеческого туловища выдаётся ещё из звериной
пасти, тогда как руки поглощаемого как–бы высовываются из глазных впадин чудовища. Маска резной работы из слоновой кости с подобным же изображением найдена в Василькове, южнее Киева, из чего видно, что такой сюжет не был чужд древнему русскому искусству ваяния, каковое обстоятельство даёт повод к предположению, что описанная выше фантастическая звериная маска некогда относилась к какой–либо постройке русского селения в городе Риге».

Один из каменных барельефов, вмурованных в стену во дворе дома на ул.Алдару, 1/3
Один из каменных барельефов, вмурованных в стену во дворе дома на ул.Алдару, 1/3

Впрочем, современные латышские исследователи старательно пытаются отнести данные барельефы к XVII веку, т. е. к той эпохе, когда Русский квартал в Старой Риге уже был ликвидирован. В настоящее время обе звериные маски вмурованы в стену, во дворе дома на ул.Алдару 1/3. К сожалению, они недоступны для осмотра, поскольку в том здании располагается солидное финансовое учреждение.

Центральная часть «Русского подворья»:
1) Предполагаемое место расположения церкви Св.Николая (по исследованиям П.Кампе);
2) Православное кладбище; 3) Дом гильдии; 4) Место нынешнего нахождения «людоедского» барельефа.
Центральная часть «Русского подворья»: 1) Предполагаемое место расположения церкви Св.Николая (по исследованиям П.Кампе); 2) Православное кладбище; 3) Дом гильдии; 4) Место нынешнего нахождения «людоедского» барельефа.

Торговые соглашения связывали Ригу не только с Русью, но и с городами Швеции, Норвегии, Дании и рядом германских земель. Для того, чтобы защищать свои интересы в Западной Европе, Рига в конце XIII века вступила
в союз северогерманских городов — Ганзу. В качестве члена Ганзы Рига играла выдающуюся роль в торговле с русскими княжествами. В XIV и XV веках в ведении Риги находились торговые конторы Ганзы в Полоцке и в течение некоторого времени в Новгороде. Однако Рига всегда стремилась обеспечить прежде всего свою выгоду и потому зачастую действовала вразрез с и нтересами Ганзы.

В ходе Великих географических открытий, по мере появления новых торговых путей, значение Ганзейского союза постепенно падало. В середине ХVI века Ганза была уже не в состоянии силой воздействовать на своекорыстную
торговую политику Риги. С закатом Ганзы роль Риги в балтийском товарообороте значительно возросла.

Особо подчеркнём, что главной основой роста благосостояния Риги всегда и неизменно являлась успешная торговля с Русскими землями!

Продолжение следует