Очень часто задают мне вопрос о происхождении петушков на церковных шпилях. Это интереснейшая тема для разговора и удивительные факты, неизвестные большинству читателей... Итак, начнём!
Одним из символов Риги являются знаменитые рижские петушки. Особенно прославлен Петушок с церкви Св.Петра — главного рижского Храма. Почему же именно эти птицы охраняют нас с высоты шпилей? Как известно, петушок в египетской мифологии — символ души, дыхания жизни. Но вряд ли это имеет прямое отношение к нашему городу.
Обычно говорят, что петухи над Ригой должны были служить символом искренности веры, набожности и духовной бдительности, это символ дружелюбия и гостеприимства. Нередко утверждают, что петушки на шпилях есть «символ лютеранства». Как известно, лютеранство отсчитывает свою историю с 31 октября 1517 года, когда католический монах из Германии Мартин Лютер опубликовал в саксонском Виттенберге 95 тезисов против злоупотреблений церковной власти. Но известно также, что петушки
красовались на церковных шпилях задолго до этого события. Так, например, в рижских хрониках сохранилось упоминание о том, как в 1491 г. устанавливался новый петушок на башне храма Св.Петра. Так что тезис о «символе лютеранства» крайне нелеп, поскольку не мог появиться символ раньше, чем само явление, которое он символизирует.
Наиболее распространённым объяснением является то, что петух на шпиле церковной башни напоминал верующим, как согласно Евангелию сказал Иисус Петру во время тайной вечери: «Прежде, нежели пропоёт петух, отречёшься от Меня трижды». Но если последнее справедливо, то как объяснить, что помимо северогерманских церквей (на юге Германии петушок — редкий гость), помимо французских, эстонских, латвийских храмов, этот обычай — помещать петушков на церковных шпилях — зачастую отсутствует в иных местах? Например, в Польше и Литве. Или же в этих странах относятся к Евангельским притчам с меньшим уважением, нежели регион Балтийского побережья?
Во Франции, в соответствии со старой кельтской традицией почитания петухов, эта красивая гордая птица повсеместно располагается на шпилях христианских церквей. Как известно, кельты и славяне имели немало схожих сакральных обычаев. К их числу относится и особое почитание петушков. Десять веков назад земли балтийских славян были завоёваны германцами, и этот старый кельтско-славянский языческий символ укоренился уже в новом качестве, как атрибут христианских церквей. Но в основе древней традиции лежит поклонение славян Балтийского Поморья священному дереву, у которого они ещё долго, даже после принятия христианства, приносили в жертву петухов. Ни северная скандинавская, ни общегерманская мифология не отмечают подобного ритуала. Так, напоминанием о тысячелетнем славянском духовном наследии являются рижские петушки, сидящие на шпилях городских храмов.
В г.Бамберге в соборной сокровищнице хранится серебряная рука с реликвиями Св.Вита и Св.Адельгунды. На ладони этой десницы, принадлежавшей Св.Оттону, апостолу поморян, изображён петух, символ, имевший целью привлечь язычников–славян к почитанию реликвии, перед которой они падали ниц, обманутые видом сакральной для них птицы.
Люнебургские венды долго ещё по принятии христианства приносили у священного дерева в жертву петухов.
Многочисленные источники также сообщают о древнерусском поверии — сжигать белого петуха у священного дерева.
Исключительно в славянском язычестве петух выделялся как особое, сакральное явление, отпугивающее всякую нечисть. Не случайно католические миссионеры старались привлекать вендских язычников видом священной для них птицы. Так и появились золотые петушки на церковных шпилях!
Поэт Сергей Есенин в своей статье «Ключи Марии» отмечал: «Такое отношение к вечности как к родительскому очагу проглядывает и в символе нашего петуха на ставнях.
Известно, что петух встаёт вместе с солнцем, он вечный вестник его восхода, и крестьянин не напрасно посадил его на ставню, здесь скрыт глубокий смысл его отношения и восприятия солнца. Он говорит всем проходящим мимо избы его через этот символ, что „здесь живёт человек, исполняющий долг жизни по солнцу. Как солнце рано встаёт и лучами–щупальцами влагает в поры земли тепло, так и я, пахарь, встаю вместе с ним опускать в эти отеплённые поры зёрна труда моего. В этом благословение моей жизни, от этих зёрен сыт я и этот на ставне петух, который стоит стражем у окна моего и каждое утро, плеском крыл и пением встречая выкатившееся из–за горы лицо солнца, будит своего хозяина“».
Петух — это символ бдительности, ибо он своим криком разгонял силы ночи, силы тьмы, предвещал утро и торжество сил света (вспомним произведения Н.В.Гоголя).
Примитивно воспринимали люди ночь, как время торжества Тьмы и день, как время торжества Света, ибо на самом деле, в эзотерическом значении, Свет и Тьма господствуют вне зависимости от освещённости земли в какое–то время суток. Петух, действительно, являлся символом бдительности у славянства. Бдительности, бдения, прихода Света. Конечно, петухи встречались и в символике других народов, хотя гораздо реже, нежели у славян. Но именно от них это поклонение петуху пришло сюда и возвело его царствующим на рижские шпили.
Продолжение следует