В начальный период истории нашего города местные и чужеземные купцы пользовались одинаковыми правами. Но по мере роста оборотов торговли смекалистые рижане постарались обеспечить исключительно за собой всю посредническую прибыль. В 1376 году им удалось добиться запрещения приезжим купцам торговать в Риге друг с другом. «Гости» были теперь обязаны продавать все привезённые товары рижанам, которые не утруждаясь, без лишних хлопот перепродавая их, легко обогащались за счёт посредничества.
Изначально торговлей в Риге мог заниматься любой горожанин, независимо от его происхождения. Но с XIV века рижское немецкое купечество постепенно стало вытеснять из сферы торговли «ненемцев» (undeutsche) — русских, литвинов и представителей местных прибалтийских народностей. Торговля превратилась в монополию узкой группы немецких купцов, которые в целях защиты своих интересов в 1354 году объединились в Большую гильдию, в которой существовало три главных разряда. К первому (т.н. «русской торговле») относились купцы, занимавшиеся экспортной торговлей пенькой, маслобойным льняным семенем, зерном, шкурами и лесными товарами. Ко второму разряду относились купцы, монополизировавшие торговлю Риги с местными крестьянами, к третьему — торговцы импортными товарами. В Большую гильдию принимались исключительно немцы. Таким образом, «ненемцы» в Риге отстранялись от участия в торговле. Отныне в их руках оставались лишь транспортно экспедиционные работы, связанные с транзитом.
Товары, поступавшие в Ригу по суше или воде, нужно было выгрузить, взвесить, доставить на склады или выдать покупателям. Обрабатывать и упаковывать требовалось товары, предназначавшиеся для вывоза: лён, пеньку, золу, поташ, свечной жир и т. д. Всё это выполняли транспортные рабочие из числа «ненемцев», объединённые в свои особые братства. Наиболее старыми из сохранившихся уставов подобных объединений являются уставы братств разносчиков пива и вина (1386 г.), штауэров, или портовых грузчиков (1450 г.), лигеров, или весовщиков (1469 г.).
Фактически, это время стало временем начала складывания латышской народности. Рига здесь выступала в роли своеобразного «плавильного котла». В поисках работы и новой жизни в город приходили курши, земгалы, селы и другие представители местных племён, покорённых немецкими завоевателями. Все они, объединённые профессиональной деятельностью и совместным проживанием, постепенно ощущали свою общность. Складывался общий язык, вырабатывалась единая ментальность, традиции, привычки... Так постепенно начали появляться первые латыши, которым ещё только предстояло столетия спустя стать политической нацией.
Справка от музы Клио
Латыши (latvieši от этнонима — латгалы, летгалы, летьгола, лэтты). По одной из версий, самоназвание народа произошло от древнего культа Латы (богини воды и плодородия), существовавшего когда–то среди балтов. Это созвучно с именем славянской богини любви и красоты Лады, символом которой являлся белый лебедь.
Латыши появились в результате слияния балтских (латгалы, курши, земгалы, селы), финно–угорских (ливы) и славянских (венды) племён в XVI–XVII веках.
Первым известным памятником латышской письменности считается перевод молитвы «Отче наш» (1507 г.), выполненный Н.Гисбертом и включённый в сборник католических молитв. Имеется упоминание об изданной в Германии в 1525 г. на латышском языке и не сохранившейся «Лютеранской мессе».
Первые документы на латышском датируются 1532–1533 гг. (списки членов рижских братств носильщиков и грузчиков). В 1631 г. немецкий священник Георг Манцель выпустил т. н. «Lettische Vademecum» («Латышский катехизис»). В 1638 г. в Риге тем же Г.Манцелем был издан немецко–латышский словарь «Lettus» — первый свод лексики латышского языка.
Часто ссылаются на некоего переписчика Евангелия 1270 года, подписавшегося «Гюргий с Городища, сын попа, глаголемого лотыша», как на доказательство существования латышского этнического самосознания уже в XIII веке.
Увы, это не так… В стародавние времена, «лотышать, латышать» означало «картавить, шамкать, нечисто говорить». Это точно зафиксировано в знаменитом словаре В.Даля. Очевидно «Гюргий с Городища» отличался особыми дефектами дикции, его же национальная принадлежность остаётся спорной.
Название «латыши» применительно к нерусскому населению западных приграничных областей Московского государства встречается в письменных источниках лишь с начала XVII века. Так что говорить об отдельном, вполне сложившемся народе «латыши» ранее этого времени, с научной точки зрения, не совсем корректно.
Ремесло в экономической жизни Риги имело меньшее значение, нежели торговля. Городские ремесленники работали главным образом для внутреннего pынка. Чтобы обезопасить себя от конкуренции, ремесленники организовывались по профессиям в цехи, которые объединялись в Малую гильдию, основанную в 1352 году (золотых дел мастера, как исключение, относились к Большой гильдии).
Цехи мелочно регламентировали ремесленное производство. Они определяли количество мастеров, число учеников и подмастерьев, которых имел право держать мастер, устанавливали цены, размер заработной платы и продолжительность рабочего дня. Помимо того, цехи представляли собой организации взаимопомощи. В случае вражеской осады города каждый цех становился отдельным воинским подразделением.
Уже после создания Малой гильдии, в середине XIV века, во многих цехах «ненемцы», желавшие быть принятыми в число мастеров, стали встречать различные препятствия. Тех же «ненемцев», которые не состояли в цехах, но продолжали работать самостоятельно, немецкие цехи беспощадно преследовали: у них отнимали орудия труда, уничтожали готовую продукцию.
Первые «неграждане»
В начале развития Риги бюргером (полноправным гражданином Риги) мог стать всякий человек, без различия национальности и вероисповедания, поселившийся в городе и занимавшийся каким–нибудь ремеслом или торговлей, если он уплачивал определённую сумму в качестве вступительного взноса. Но уже с середины XIV века различные ограничения привели к тому, что полноправными бюргерами отныне могли стать только имущие НЕМЦЫ, владевшие в городе недвижимостью, торговым или ремесленным предприятием. Все же остальные (курши, земгалы, ливы, русские и прочие), являясь «ненемцами» прав не имели. Чтобы стать полноправным бюргером путь был один -- ОНЕМЕЧИВАНИЕ. Ну, примерно как сейчас, в XXI веке, латвийские власти призывают русских «интегрироваться в латышскую среду», то есть подвергнуться насильственной ЛАТЫШИЗАЦИИ. Всё удивительно повторяется в этом мире...
Бюргеры имели свои права и обязанности. Из многих прав самым важным было монопольное право на так называемое «бюргерское кормление», т. е. право заниматься торговлей и ремеслом. Основными обязанностями бюргеров
были следующие: уплачивать налоги, состоять в городской страже, принимать участие в обороне города и в военных походах, во время которых бюргеры должны были сами заботиться о своём пропитании и вооружении.
Город населяли люди разных национальностей: представители прибалтийских народностей, выходцы из русских княжеств, приезжие из Западной Европы. В административном отношении все эти группы объединял рижский
епископ (с 1255 г. архиепископ), которому как сюзерену, или сеньору Риги принадлежала верховная власть.
Епископ Альберт, не имея сил подчинить южноэстонские земли, призвал на помощь датского короля Вальдемара II, пообещав ему верховную власть не только над покорёнными им территориями, но и над землёй рижского
епископства. Летом 1219 года сильное датское войско высадилось на северном побережье Эстляндии, у Колывани (ныне Таллин). Эсты были разгромлены. Предание гласит, что во время того боя с неба снизошло знамя с белым крестом на красном фоне (Dannebrog), которое стало государственным символом Дании.
По этому поводу, признательные эстонцы установили в Таллине памятник, который ныне берегут и лелеют...
Продолжение следует