Найти тему

Рижские мореходы против новгородских ладей

Балтийское море у побережья легендарного острова Рюген
Балтийское море у побережья легендарного острова Рюген

Рижская гавань с ранних лет существования поселения являлась привлекательным местом для мореплавателей Балтики. Моряки уходили в плавание по делам коммерческим или военным, и для некоторых из них Рига
была не временным пристанищем, но родным и желанным домом. Заметим, что иногда рижане проявляли не только особую предприимчивость, но и воинственные наклонности. Наличие кораблей порождало искушение при случае заняться даже морским разбоем. Известно, что летом 1309 года рижские мореходы ограбили городок Киликунде на острове
Эзель (ныне Саарема). История эта получила тогда широкую огласку.

Одномачтовый когг — основной тип судна Ганзейского союза XIII–XIV веков
Одномачтовый когг — основной тип судна Ганзейского союза XIII–XIV веков

Приходилось рижским морякам отправляться из родной гавани и на масштабные войны. Так было во второй половине XIV столетия, когда Рига направила корабль для участия в войне с Данией. Крупнейший ливонский
город являлся членом Ганзейского союза, собиравшегося военным путём решить свои экономические проблемы. Рига не осталась вне общего дела, и рижане вернулись домой победителями.

На стороне Ливонского ордена участвовали рижане в знаменитом морском сражении 15 ноября 1447 года, когда ливонцы сошлись с новгородской флотилией в устье Наровы. Война началась со споров по поводу принадлежности этой пограничной реки. Магистр Ливонского ордена доказывал, что вся река относится к Ливонским землям. Новгородцы утверждали, что граница должна проходить посередине Наровы и, следовательно, суда, которые плывут по ней на Русь, не должны платить ливонцам никаких пошлин.

Великий магистр решил доказать свою правоту силой.
Он обратился за помощью в Германию и к Риму. Его святейшество папа разрешил оставлять в Ливонии две трети денег, получаемых от продажи индульгенций. Из Пруссии прислали несколько боевых кораблей.

Сражение произошло, когда ливонская флотилия вошла в устье Наровы. С обеих сторон участвовали как сухопутные, так и морские силы. Но решающая роль принадлежала флоту, артиллерия вела огонь с берегов.

Полсотни русских кораблей стремительно атаковали противника. Не такие большие, но более маневренные, они стремились брать на абордаж немецкие суда. Ливонцы стали прорываться к Нарве и при этом садились на мель. Ливонский очевидец так писал о поражении ордена: «Новгородцы имели много кораблей, которые они называют ладьями. А также разные другие виды вооружения. Они подвергли наши корабли серьёзной атаке, они били, стреляли и поставили наших в очень тяжёлое положение… Наши очень сильно оборонялись, но, в конце концов, русские одолели их, они с боем ворвались на наши корабли, часть людей убили, а часть взяли в плен…».

В плен тогда попало около ста немецких моряков, новгородцы захватили три неприятельских корабля.

В следующем году магистр Ливонского ордена подписал с новгородцами соглашение о перемирии. В нём было чётко указано: граница проходит посередине реки Наровы.
Этот бой стал крупнейшим, известным нам, морским сражением допетровской Руси, выигранным русскими.

Во второй половине XVII столетия в Риге насчитывалось более 10 собственных торговых судов. Правда, часть матросов и офицеров на них составляли голландцы — представители знаменитой в то время нации «морских перевозчиков».

Известны некоторые названия рижских кораблей того времени: «Святой Йорген», «Герб Риги», «Даниил в пещере», «Королева Кристина», «Рижский Феникс».

Продолжение следует