За миллионы лет эволюции адаптация человеческого тела не смогла полностью снизить риски физических травм центральной нервной системы. Статья посвящена возможным последствиям травм головы, а точнее - головного мозга.
Кожа, мышечный апоневроз, кости черепа, твердая и мягкая мозговая оболочка, ликвор – всё это призвано минимизировать возможные последствия травм головы и головного мозга. И если с грубыми травматическими повреждениями, особенно сопровождающимися потерей сознания, проникновением в полость черепа, всё более-менее очевидно, то микротравматизация действует исподволь, часто оказывая отложенный накопительный эффект.
Несмотря на то, что в голове имеется гидравлическая амортизирующая система для мозга, резкое высокочастотное колебание, а особенно разных отделов, может вызвать разрывы микрососудов, гибель глиальной ткани и нейронов с формированием, в дальнейшем, на этом месте спайки – рубца из соединительной ткани. Чем больше таких «рубцов» будет на пути передачи нервного импульса, тем раньше и больше сбоев в работе головного мозга проявится: изменения характера, способность концентрировать внимание, способность оперировать данными памяти и т.д.
О каких же микротравмах мы говорим? Кто более уязвим? Люди старшего поколения прекрасно помнят знаменитого боксера Мухаммеда Али (англ. Muhammad Ali), с развившимся паркинсонизмом в последние 32 года своей жизни. С боксерами очевидно, скажете вы: нокауты и нокдауны, но нет – большее значение оказывают резкие движения головой при уклонении от ударов[i]. Не добавляют здоровья и эффектные удары головой у футболистов[ii], а также резкие, быстрые и продолжительные игровые движения в настольном теннисе, водители и пассажиры при аварии и т.д.
Слабоумие, паркинсонизм, изменения личности – вот результат, который иногда осознанно мы приближаем своими необдуманными увлечениями и хобби. Исправлять полученные повреждения пока не научились, ведь если пересадить головной мозг или всю голову целиком (вроде какой-то специалист предлагал это сделать, но о результатах информации нет), то возникнет вопрос в идентификации человека, его личности: кем он будет после операции – новым человеком, пациентом-донором или пациентом-реципиентом? Берегите голову, так как всё что ниже шеи более-менее освоено в трансплантологии и реконструктивной хирургии.
[i] Mechanistic Insights into Human Brain Impact Dynamics through Modal Analysis, Kaveh Laksari, Mehmet Kurt, Hessam Babaee, Svein Kleiven, and David Camarillo; Phys. Rev. Lett. 120, 138101 – Published 30 March 2018.
[ii] Ling, H., Morris, H.R., Neal, J.W. et al. Mixed pathologies including chronic traumatic encephalopathy account for dementia in retired association football (soccer) players. Acta Neuropathol 133, 337–352, 2017.