Тема абхазского учета по-прежнему вызывает большой интерес, несмотря на все катаклизмы, случившиеся в этой сфере в последние годы. Обращений за консультациями много, последний материал на эту тему у меня был ровно год назад, хотя не так давно, я выложил статью про актуальные цены на авто из Абхазии. Изменений с абхазским учетом произошло много, поэтому самое время рассказать о тех нюансах, которые важно знать тем, кто все же собирается ездить на абхазских номерах, о ситуации с получением временного ввоза и сроках, в которые реально как-то передвигаться по РФ. Экскурс в прошлое я буду делать минимальный, желающие могут ознакомиться с предыдущими статьями.
Как менялась ситуация на рынке абхазского учета к лету 2024 года
Безусловно, на сегодняшний день рынок автомобилей на абхазском учете никак не напоминает себя же трехлетней давности, не говоря уж про благословенные доковидные времена. Все стало сложнее, дольше и дороже. Большинство поставщиков прекратило работу, закрылись фирмы, обслуживающие выезд автомобилей на абхазских номерах, таможня, помимо блокировки просрочки, ввела патенты и максимально усложнила жизнь фанатам абхаз авто. Но обо всем по порядку.
Расцвет и упадок рынка абхазского учета
Популярность абхазского учета резко взлетела где-то лет 7 назад, когда благодаря так называемой схеме международной перевозки россияне получили возможность покупать за смешные деньги хорошие машины, не платить дикие российские пошлины, транспортный налог, штрафы за нарушения ПДД. При этом, неудобств было мало. Многих несколько напрягало, что нельзя оформить автомобиль на себя, и то, что нужно было раз в год мотаться в Абхазию.
Цены же были на любой вкус. Можно было купить навороченный Toyota Alphard тысяч за 500, или же какой-нибудь шалопай мог получить потребительский кредит в российском банке, подобрать себе уже езженную по России тачку на абхазских стоянках и в тот же день уехать домой. Но, как часто бывает в нашей богоспасаемой отчизне, внезапно подкрался маленький белый пушистый зверек.
Злосчастная база просрочки абхазских авто
Перефразируя героя "Белой гвардии" Булгакова, в ночь с 29 на 30 июня 2021 года в ситуации с абхазским учетом произошли резкие и внезапные изменения. Причем, очень неприятные для владельцев автомобилей на абхазском учете. Российская таможня пустила в ход так называемую базу просрочки. Пакость заключалась в том, что любой автомобиль и водитель, допустившие просрочку временного ввоза теперь не имели шанса получить новый временный ввоз. Ведь в чем заключается схема международной перевозки...
Россияне пересекали абхазо-российскую границу на транспортном средстве международной перевозки, то есть машина оформлялась на гражданина Абхазии или же на местную фирму, которых наплодили немерено, затем авто передавался в аренду абхазской компании, имеющей лицензию на международные перевозки, а де факто владелец оформлялся в эту компанию водителем. Оборотистые ребята в вагончиках за полчаса клепали соответствующий пакет документов и счастливый обладатель какого-нибудь "марковника" уезжал к себе домой. При пересечении российской границы таможня устанавливала срок временного ввоза в дней 15, за который типа сотрудник фирмы должен вернуться обратно.
Разумеется, что водитель и не думал этого делать и приезжал через год, чтобы обновить пакет документов. Ему без проблем закрывали временный ввоз к взаимному удовлетворению сторон, он заезжал в Абхазию, оплачивал (8-10 тысяч рублей) новый пакет документов и снова ездил год. И вот в одночасье это идеальное единение народа и таможни было разрушено. Множество машин застряло в Абхазии, а еще больше владельцев "абхазского учета", поддавшись панике стали по дешевке продавать своих железных антилоп гну. Хватало и ребят с более крепкими нервами, которые решили не заезжать, пока ситуация не успокоится. Но ситуация не успокоилась, а многие из тех, кто тогда успел выехать до сих пор колесят по российским дорогам.
Трудности на рынке авто в Абхазии в 2020-21 годах
Впрочем, рынок абхазского учета стал переживать трудности несколько раньше, с началом истерии вокруг модной болезни. Из-за пандемии нарушились логистические схемы, сильно подорожали контейнеры и увеличились сроки поставки. Абхазская граница несколько месяцев была закрыта. Некоторые крупные игроки, поставлявшие сотни машин в месяц, надорвались, не сумев вжиться в новую реальность. и вот тут такое еще бедствие от таможни.
Лишним будет, может быть, напоминать, что все попытки обойти блокировку просроченного ввоза успехом не увенчались. До сих пор, водитель, допустивший просрочку, не может выехать на этом или ином автомобиле с абхазскими номерами. Транспортное средство на котором была допущена просрочка ввоза, не может быть вывезено в РФ по схеме международной перевозки кем-то из россиян, вне зависимости, находится человек в базе просрочки, или же нет. Выехать на таких машинах могут лишь граждане Абхазии.
Плохо иметь автомобиль на фирме - недобросовестном налогоплательщике
Дополнительные сложности возникли у очень многих де факто владельцев автомобилей, которые были оформлены на абхазские ооошки. Таких фирм было множество, машины на них оформлялись сотнями. При этом, поставив авто на учет в ГАИ, поставить на баланс фирм типа забывали. Налог на имущество в Абхазии смехотворный, но когда таких ТС много, то это уже серьезные деньги. И все такие компании угодили в реестр недобросовестных налогоплательщиков РА.
В итоге, когда россиянин продавал своего железного коня, то у него спрашивали обычно, как оформлено авто. Если на фирму, то цену сбивали. ГАИ в подобных случаях требует документ об отсутствии задолженности и получить такую справку не просто. Конечно, все решается, тем более в Абхазии,но... В общем, до самого последнего времени машины оформлялись уже исключительно на физических лиц.
Как повлияли на абхазский учет СВО и санкции
Известные решения 24 февраля 2022 года тоже внесли изменения в ситуацию на рынке абхазского учета. Практически исчезли поставки автомобилей из Европы и США. Точнее, они есть, конечно, но с учетом закрытых границ и санкций возить стало сложнее и дороже. Левый руль проще купить в Грузии, что в принципе и делается, что на РФ, что на абхазский учет. Я у себя в телеграм канале приводил недавно расчет стоимости покупки и доставки Nissan Patrol Safari.
Самураи тоже отметились на санкционном фронте и запретили поставки в Россию автомобилей с объем двигателя от 1,9 литра, электромобили, гибриды, вэны и грузопассажирские автомобили. Этим они конечно, сильно усложнили жизнь тем же самым дальневосточным дилерам, да маршрут на Новороссийск стал не таким актуальным. Вроде бы люди как-то приспособились, но мы с коллегами возили автомобили еще до СВО через Грузию, поэтому перестраиваться пришлось не сильно. Санкции обходятся при поставках и на Россию и на Абхазию.
Без страховки и патента временный ввоз не получить
В мае 2023 года российская таможня стала требовать у соискателей получения временного ввоза действующую страховку ОСАГО. До этого, водитель автомобиля на абхазском учете мог сделать страховку, например, по приезду в место проживания. Или же вообще не делать, что само по себе не слишком разумно, но встречаются и такие граждане. Точнее, встречались. Теперь без страховки временный ввоз не получить. Но по сравнению с введением патентов, страховка это мелочь.
Необходимостью получить патент россиян - владельцев абхазских машин "обрадовали" в мае 2022 года. Патент надо получать в Абхазии, что сразу подняло бюджет получения документов для временного ввоза в несколько раз. И дальше все становилось только дороже. С начала 2024 года с получением патентов стало совсем тяжело. Так прекратили работу фирмы, которые обслуживали автомобили жителей большого Сочи, соблюдавших сроки временного ввоза.
Патенты же стоили все дороже и дороже, получать их становилось все сложнее, затем коллеги были вынуждены отказаться от помощи в получении патентов тем, кто приобретал машины где-то в другом месте. Скопилось много клиентских машин, которым нужно было делать временный ввоз в соответствии с заранее взятыми обязательствами. В мае 2024 года цену за патент пришлось поднять снова поднять, но, как оказалось, вскоре все еще больше усложнилось.
Без регистрации ООО и получения лицензии временный ввоз не получить
В начале июня при получении лицензии на международную перевозку появилось новое требование. Теперь ее не получить, если автомобили не стоят на балансе фирмы. До этого, напомню, достаточно было оформить авто на физика и передать ТС в аренду компании с лицензией. Таким образом, не осталось другого выхода, как предлагать клиентам, покупающим машины в наличии или под заказ самим открывать ООО, получать лицензии и патенты, разумеется с полным сопровождением "под ключ".
То есть, приобретая автомобиль для выезда в РФ, гражданин РФ должен оплатить регистрацию ООО, лицензии и патента, оформить машину в ГАИ, поставить на баланс фирмы, быть готовым оплачивать сдачу отчетности (сейчас от 5000 рублей в квартал) и налога на имущество (до 2000 рублей в год за автомобиль). На одну фирму можно оформить до 5 автомобилей. При этом желательно, чтобы все участники этой фирмы были людьми адекватными и доступными, вне зависимости от того, собираются ли изначально все владельцы машин соблюдать сроки временного ввоза, или же нет.
Например, сочинцы открыли фирму и поставили на нее 5 машин. Четверо водителей исправно вовремя закрывают ввоз, а у пятого что-то перемкнуло и он исчез в неизвестном направлении. И у остальных тут же возникнут проблемы. Если же все владельцы решили нарушить временный ввоз, то все равно нужно чтобы все были на контакте, ведь рано или поздно, нужно будет автомобили загонять в Абхазию и закрывать ООО. Без снятия с баланса машин - фирму не ликвидировать. Общий бюджет регистрации ООО, получения лицензии и одного патента на сегодняшний день около 165 000 рублей для клиентской машины. Если же автомобиль куплен у другого поставщика, то стоимость услуг на 100 000 дороже.
Сколько можно ездить на абхазском учете
Эта тема традиционно вызывает много вопросов и споров. Когда-то, до появления проблемы блокировки автомобилей и водителей за просрочку временного ввоза считалось, что без проблем можно ездить год, что было не совсем так. Тогда, как и сейчас, временный ввоз на международную перевозку составлял несколько дней, но документы от фирмы давались на год, что создавало иллюзию более спокойной езды по России, типа гаишники меньше придираются. То есть, нарушение сроков временного ввоза никуда не девалось, просто на это тогда не обращали пристального внимания.
С другой стороны, согласно законодательству сотрудники ДПС не должны предъявлять претензии к сроку временного ввоза, они могут проверить декларацию на наличие и все. Остальное прерогатива таможни. Бывали случаи, когда полиция проявляла лишнюю инициативу и передавала автомобили таможне, но, как правило, все заканчивалось или полюбовно, или в судебном порядке в пользу водителя.
Другое дело, когда претензии предъявляются по поводу нарушения правил временного ввоза, то есть использования автомобиля, ввезенного для международной перевозки, в личных целях, но это, как правило, касается, определенной категории автомобилей, о чем я расскажу чуть ниже. Так сколько можно ездить... Есть теория и есть практика. Если следовать букве закона, то надо закрыть временный ввоз в срок, установленный таможней. Но, многие из тех, кому повезло не оказаться в Абхазии накануне нововведений летом 2021 года продолжают ездить и поныне.
Пока что, таможенные органы не имеют, видимо, возможности, отслеживать все автомобили, выехавшие из Абхазии и обратно не вернувшиеся. По имеющейся практике, с просрочкой до трех лет можно без особых проблем закрыть временный ввоз. Исключение составляет черноморское побережье Краснодарского края, в первую очередь Сочи. ДПС и таможня здесь работают очень активно и ездить на просрочке долго не получится. Поэтому, вариант в этих местах только один - открытие своего ООО в Абхазии и строгое соблюдение сроков временного ввоза.
Что касается других регионов, то в той же Москве и области на абхазские номера внимания практически не обращают. Такая же ситуация и в большинстве других субъектов РФ, хотя бывают нездоровые оживления со стороны соответствующих органов в том же Татарстане, Башкирии, республиках Северного Кавказа. Так или иначе, те, кто покупает сейчас автомобили на абхазском учете и проживают не в Сочи, планируют ездить минимум года два -три.
А дальше поступить в зависимости от ситуации - продать в Абхазии (конечно с дисконтом), растаможить на российский учет (если это имеет финансовый смысл) или же ездить дальше сколько получится. Главное, не продавать машину в РФ и не разбирать на запчасти, иначе, в случае, если таможня все же до конкретного водителя доберется, заставят оплатить пошлину в полном объеме.
Какие машины на абхазском учете в зоне риска
Выше я упомянул про определенную категорию автомобилей на абхазском учете, к которым внимание соответствующих органов куда больше, чем к остальным. Это транспортные средства, стоимость растаможки которых составляет более 2 миллионов рублей, на сегодняшний день под это подпадают автомобили с объемом двигателя от 4 литров.
Подобные авто часто попадают в разработку МВД и таможни и владельцам инкриминируется уклонение от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере, что грозит конфискацией машины и очень немалым штрафом. Чем больше объем двигателя, тем проще попасть под раздачу. Если вы обратите внимание, на сайтах таможенных управлений часто выкладывается информация типа
"Краснодарская таможня пресекла деятельность организованной преступной группы и перекрыла канал незаконного ввоза транспортных средств из Абхазии".
Как правило, названные автомобили именно с большим объемом двигателя. Или же, если посчитать количество арестованных машин и стоимость неуплаченных пошлин, то можно опять же придти к такому выводу. Поэтому, ездить на всяких Ford Mustang с абхазскими номерами по России, скажем так, стремновато. Впрочем, на такие автомобили теперь и патент не получить.
Виновные Alphard и Северный Кавказ
С весны 2024 года возникли серьезные проблемы с получением временного ввоза на автомобили Toyota Alphard и Toyota Vellfire, а так же у некоторых граждан РФ с постоянной регистрацией в СКФО. Без объяснения причин таможня отказывается такие автомобили выпускать. Связано это, видимо, с тем, что именно Альфарды и Велфаеры чаще всего пропадают с концами на просторах России, особенно на Северном Кавказе. Обычно, выезд таких авто происходил, скажем так, с нарушениями таможенных процедур.
Сколько такая ситуация продлится, сейчас сказать сложно. Насколько известно, сейчас российские профильные ведомства ведут переговоры с абхазскими коллегами на тему сотрудничества в области взыскания с граждан Абхазии, которые вывезли с концами дорогие по растаможке автомобили, стоимость таможенных пошлин. Видимо, российской таможне нужно показать активность по сбору неуплаченных таможенных платежей, отсюда и проблемы.
Сложности выезда в РФ на абхазском учете у людей с двойным гражданством
Еще одна категория водителей, у которых возникли проблемы при получении временного ввоза - люди с двойным - российским и абхазским гражданством, которые де факто проживают в Российской Федерации. По абхазскому законодательству абазины, черкесы и еще ряд народностей Северного Кавказа имеют возможность получить гражданство Абхазии в упрощенном порядке, проживая при этом постоянно в своем регионе. Разумеется, многие воспользовались возможностью купить качественный автомобиль на абхазских номерах дешево.
При этом, временный ввоз в таких случаях оформлялся на год. Долгое время на таких лиц с двойным гражданством таможня не обращала внимания и не заставляла соблюдать требование - не иметь российской постоянной прописки. Однако, уже пару лет от таких владельцев машин стали требовать выписаться из РФ и иметь постоянную прописку в Абхазии.
С начала 2024 года позиция таможенных органов еще более ужесточилась. Сплошь и рядом отказываются давать временный ввоз в случае, если с момента получения абхазской прописки прошло менее 6 месяцев. Или же с момента покупки автомобиля прошло менее 3 месяцев. Вариации звучали разные, но суть одна, выезжать этой категории граждан стало сложнее, а временный ввоз дают только на три месяца. Некоторые говорят, что потом можно продлить ввоз по месту временной регистрации в РФ, но про это не слышал. Если есть у кого-то информация - напишите в комментариях.
Абхазские авто по доверенности, "вечный ввоз" и другие виды мошенничества
Расплодилось в последнее время множество всякого рода мошенников и аферистов в сфере абхазского учета. О некоторых я уже писал в своем телеграм канале "Базилевский PRO Абхазию (ниже сможете подписаться). Есть старые схемки с мухлежом при заказе автомобиля в Японии, непредоставлении инвойса, подделке аукционного листа , неправомерного увеличения стоимости фрахта и т.д. В этом случае, читайте отзывы, все подобные шарашкины конторы, хоть и стараются подчищать хвосты, но это все равно не удается.
С десятка полтора обращений было по поводу так называемого "вечного ввоза". То есть, людям обещали при покупке машины на абхазских номерах доставку до места жительства и потом каждый год продлевать временный ввоз чуть ли не через таможню. На самом деле это чистой воды кидалово.
Во-первых, машину в этом случае будут вывозить явно с нарушением таможенных правил и клиента поставят перед фактом (когда машина уже будет в Абхазии), выставив прайс, который вряд ли ему понравится. Во-вторых, все эти документы будут липой, о чем клиент даже не будет догадываться, пока его (а на самом деле не его) машину отправят на штрафстоянку с неминуемой конфискацией и перспективой возбуждения уголовного дела. Водитель, выезжающий на авто с абхазскими номерами по схеме международной перевозки обязан сам пересекать границу. В случае, невозможности закрыть временный ввоз лично, может быть именно для этого произведена замена экипажа.
Тоже самое относится к "покупке" машины по доверенности уже в РФ. Очень многие звонят типа "у меня сегодня машину забрали, купил два месяца назад, все законно, доверенность прислали от собственника". Понятно, что в этом случае, машину тоже вывезли с нарушениями и продали человеку, который ничего не знает про абхазский учет. Как -то спасти такой автомобили, если уже попались, или же его раньше легализовать, увы не получится. Такую машину если и отдадут, то официальному собственнику, вытащить которого решать вопрос малореально.
Реальная таможенная декларация - документ, не имеющий срока окончания действия, даже если временный ввоз просрочен. Можно продать этот автомобиль в Абхазии, закрыв ввоз, можно его растаможить на РФ учет. А вот с "фантиками" или левой доверенностью ваши шансы равны нулю. Ладно, если вы отдали не последние тысяч 200, чтобы кайфануть на крутой тачке на раене (шутка), но когда платят за такую Honda Elysion 900 000, когда свежие из Японии стоят 700 - 750, то для меня это за гранью понимания.
Какие автомобили по прежнему- выгодно возить на абхазский учет, а что лучше на РФ
У меня есть подробная статья на тему цен на машины на абхазском учете с конкретными примерами и расчетами. Я ее периодически обновляю, последний раз в апреле 2024 года. С тех пор цены несколько выросли из-за повышения прайса на контейнеры, но не настолько критично, чтобы не иметь возможность оценить для себя перспективу покупки авто на абхазских номерах. Тем более, что свежие примеры я постоянно выкладываю в своем телеграм канале "Базилевский PRO Абхазию".
Из практики можно сделать вывод, что актуально покупать автомобили 2008-2015 годов с объемом двигателя от 3 до 4 литров. На автомобили от 3 литров в России введен еще осенью 2023 года повышенный утильсбор, что делает покупку на РФ неоправданно дорогой. Какой нибудь Nissan Skyline 2009 года с объемом двигателя 3,7 литра обойдется с выездом в РФ меньше миллиона рублей, а только растаможка на РФ встанет около 3,5 миллиона.
Свыше 4 литров не стоит брать по причинам озвученным мной выше - большой риск влететь в разработку с возбуждением уголовного дела. Да и выехать на таких машинах сложнее. Так же, на абхазский учет не распространяются ограничения 2008 годом выпуска для растаможки машин. То есть, можно при желании приобрести автомобиль, допустим, 2004 года или вообще 90-х, но
Автомобили же выпуска 2019-2021 годов , тем более, с относительно небольшим объемом двигателя ставить на абхазский учет не очень целесообразно. Растаможка на РФ учет авто от 3 до 5 лет самая минимальная. Или же взять новую или почти новую машину и поездить на ней до того момента, когда она войдет в эту более льготную категорию.
Как растаможить авто на абхазских номерах на РФ учет и сколько это стоит
То есть, абхазский учет как вариант могут рассматривать и те, кто не может сразу взять машину на российском учете. К примеру, есть у вас 700 000 рублей, а машина нужна сейчас. Поездил какое-то время, дособирал деньги, снял с абхазского учета и растаможил на РФ. Но надо понимать, что в основном абхазский учет это машины нулевых и начала десятых годов, то есть старше 7 лет почти всегда. Значит и самая высокая таможенная пошлина.
Например, знаменитую Митсубиси Делика можно на абхазский учет купить за 650-700 тысяч рублей. А ее растаможка обойдется чуть более 1,3 млн. рублей. Вот какой алгоритм растаможки автомобиля с абхазского на российский учет у моих коллег. Сперва нужно закрыть временный ввоз, если машина в РФ, снять авто с учета (около 20 000 рублей), брокер готовит документы для выезда и автомобиль растамаживается во владикавказе или Новошахтинске Ростовской области. На 11 июля 2024 года таможенная пошлина на такую машину составляла 1 152 147, еще 150 000 обошлись бы брокерские услуги, СБКТС, лаборатория, ЭПТС и т.д., то есть все "под ключ".
Если же покупать, Mitsubishi Delica 2020-21 годов на аукционе, то реально купить хороший автомобиль где-то за 3 млн. иен или 1,6 млн. рублей. Добавляем, сборы по Японии (около 135 000 рублей), доставку до Поти (около 400 000 рублей), брокерские услуги, СБКТС, лабораторию и т.д (около 150 000 рублей), то получается общий бюджет около 2,9 млн. рублей. Тут уж каждый для себя должен выбирать, что ему больше подходит Делика с абхазского учета и с бюджетом 1,9-2,0 млн. рублей или же 2020-2021 год под 3 млн. рублей.
Как привезти машину из Японии или Грузии на абхазский учет
Конечно, автомобили везут на абхазский учет и из США, Европы, ОАЭ, но количество таких заявок не слишком велико, а логистика и стоимость не располагает к популяризации этих направлений. Возможно, в следующий материалах я коснусь и этих маршрутов, но в рамках данной статьи остановлюсь на Японии и Грузии, то есть о том, что чаще всего спрашивают. Япония это правый руль и смешные цены,
Грузия это руль левый, именно с грузинского автомобильного рынка предпочитаю машины жители Абхазии, многие из которых считают правый руль не статусным. Да, есть у многих в Апсны такое мнение. На популярных грузинских сайтах выбор большой, но нужно учитывать, что много машин с аукционов типа Copart, то есть имеющих серьезные изъяны. И вкусные цены на некоторые авто не должны вводить в заблуждение. Как правило, чем дешевле цена, тем в большей передряге до этого побывало транспортное средство.
Автомобили из Японии приходят в нашем случае в порт Поти, после чего через Верхний Ларс заезжают в РФ и через Сочи попадают в Абхазию. Машины на РФ учет, что из Японии, что из Грузии так же попадают в Россию через Верхний Ларс с растаможкой во Владикавказе или Новошахтинске Ростовской области. Для того, чтобы купить автомобиль автомобиль из Японии с заказчиком заключается договор задатка и им вносится депозит в размере 100 000 рублей. Он является возвратным (за вычетом 5000 рублей) до момента выигрыша лота на аукционе.
После успешных торгов вносится стоимость автомобиля со сборами по Японии (сумма отражена в инвойсе). Так как по состоянию на июль месяц 2024 года стоимость доставки с растаможкой автомобиля со стандартными габаритами (не более 5 метров в длину) на абхазский учет в нашем случае составляет 480 000 рублей, то с учетом внесенного депозита заказчику остается оплатить 380 000 рублей, из которых 190 000 оплачивается по приходу авто в порт Поти, а остаток по доставке машины в Сухум.
Вот дальше, если покупатель гражданин России, который хочет получить временный ввоз, то необходимо ему будет открыть в Абхазии фирму, получить лицензию на международную перевозку и патент. Общий бюджет выезда на день публикации составляет 165 000 рублей но надо помнить про оформление страховки ОСАГО (около 20 000 рублей) и стоимости содержания ООО (5 000 в квартал и уплата налога на имущества до 2000 рублей в год).
При этом, в очередной раз объясняю, что данный вариант является сегодня единственной законной возможностью для езды россиянам на абхазских номерах по российским просторам. Наличие ООО и лицензии никак не влияет на срок временного ввоза и не решает проблему "просрочки".
Я потому так подробно в этом материале все пережевываю, так как множество людей, судя по обращениям ко мне и коллегам, уверены, что с абхазским учетом все по-прежнему хорошо и можно год кататься по России, а потом обновить ввоз. Я считаю, что человек должен принимать решение о покупке автомобиля на абхазском учете обладая максимумом информации и объективно оценивая все риски и преимущества такого решения. Мы все взрослые люди и несем ответственность за свои действия.
Во все что я собирался в этот раз рассказать своим читателям и подписчикам на тему абхазского учета по состоянию на лето 2024 года. Если у кого-то появились вопросы, то задавайте их в комментариях или посредством имеющихся у меня контактов. Напоминаю, что я с коллегами оказываю услуги в Абхазии для россиян в сфере предпринимательской деятельности по следующим направлениям:
Координатор партнерства "Абхазские проекты" Кирилл Базилевский