Знаете, говорят, что в нашем мире остаться честным сложнее, чем поймать молнию в банку. И финансовые организации, кажется, давно решили, что честность — это не для них. Юрий Воронин, главный финансовый уполномоченный, на прошлой неделе рассказал на XII Петербургском международном юридическом форуме о том, как в 2023 году банки и страховщики умудрялись играть на грани закона, и что с этим можно сделать, пишет РГ.
Недобросовестные практики — как это работает?
Сначала давайте разберёмся, что такое недобросовестные практики. По словам Воронина, это не всегда нарушение закона в прямом смысле. Это скорее игра на грани фола: когда банк или страховая компания немного приукрашивает или недоговаривает важную информацию, что вводит нас, простых смертных, в заблуждение.
Вот представьте, вы решили взять кредит. Банковский служащий радушно улыбается и предлагает выгодные условия. Но вот незадача: он "забывает" упомянуть о какой-то там дополнительной страховке. Сначала кажется, что это мелочь, а потом — бах! — и ваш ежемесячный платёж вырос в два раза. Да-да, это и есть те самые недобросовестные практики.
Страховка кредита — как нас обманывают
Самая большая головная боль для заемщиков — это страховка кредита. Часто банки предлагают такую страховку, уверяя, что без неё вам просто не дадут кредит или дадут, но под грабительский процент. При этом комиссия за страховку может быть в 10 раз больше самой страховой премии, а платить вы будете, разумеется, из кредитных денег. То есть, по сути, платите проценты на проценты. Ну как тут не почувствовать себя героем комедийного шоу?
Пакет дополнительных услуг — полезная вещь или пустышка?
Ещё одна уловка — это так называемый "пакет дополнительных услуг". Вот скажите честно, вам нужен непериодический электронный журнал на флешке о том, как правильно управлять квадроциклом? Нет? А банку кажется, что очень даже нужен. И стоит такой пакет прилично. Отказываетесь? Деньги за флешку не вернут, ведь товар возврату не подлежит. Удивительно, как много ненужных вещей мы покупаем только потому, что "так надо".
Законодательство и аудиозаписи
Воронин предложил одну интересную мысль: а что, если обязать банки и страховые компании вести аудиозапись всех контактов с клиентами? Тогда все эти уловки можно будет легко доказать. Представьте себе, как смешно будет слушать запись, где менеджер банка уверяет вас, что без квадроциклетного журнала вам просто не обойтись.
Как бороться с недобросовестными практиками?
Каждый квартал Воронин и его команда якобы отправляют отчеты о всех выявленных хитростях в Банк России и выкладывают их на своем сайте. Так что, если вам вдруг покажется, что банк или страховая компания вас обманывает, загляните туда. Может быть, ваш случай уже описан и разобран.
Кроме того, Служба финансового уполномоченного подписала соглашение с Роспотребнадзором, чтобы обмениваться информацией и вместе бороться с недобросовестными практиками. Так что есть маленькая надежда, что постепенно ситуация будет улучшаться.
Итак, что мы имеем?
Банки и страховые компании продолжают придумывать новые способы, как нас обхитрить, и с одной стороны, работа финансового уполномоченного и Роспотребнадзора внушает оптимизм. С другой стороны, количество выявленных случаев говорит о том, что проблем всё ещё много. Остаётся надеяться, что усилия по борьбе с этими практиками со временем принесут ощутимые результаты.