Найти в Дзене
Код Памяти

Эрмитаж. История создания Зимнего дворца

Оглавление

Эрмитаж является одним из крупнейших государственных музеев в России и мире. Он располагается в Санкт-Петербурге, на территории Зимнего дворца. Здание было построено в 1762 г., однако, окончательно проект был завершен только в 1851 г. Создателем его является известный архитектор Б. Растрелли.

Музей и Зимний дворец – пример сохранения памяти об истории российских императоров. Всего на территории расположено 5 дворцов, но Зимний является самым известным. Два первых дворца были расположены у Зимней канавки – так называлась река, которая в период правления Петра I соединяла Мойку и Неву. Еще один дворец украшал территорию Адмиралтейства – он появился в период правления Анны Иоанновны. Другой дворец, четвертый, в свое время был на территории Невского проспекта.

Зимний дворец – пример единения истории и памяти. Елизавета Петровна, принимающая участие в его создании, предполагала, что новый дворец должен не просто увековечить родословную, но и рассказать всему миру о величии российской культуры.

Особенности Зимнего дворца

Предполагалось, что Зимний дворец должен быть самым значимым, в рамках своего масштаба, зданием Санкт-Петербурга. Когда он уже был возведен, в 1844 г. Николай I постановил, чтобы ни одно новое строение в городе не было высотой более 23,43 м. В указанный период все новые постройки были высотой до 11 саженей, кроме Зимнего дворца: построенный в 23,5 м ввысь, он длительное время оставался самым высоким зданием в Санкт-Петербурге.

История строительства

Период итогового строительства и наполнения Эрмитажа, как части Зимнего дворца, занял десятки лет. Музей начал оживать с 1754 г., однако, лишь в 1851 г. его архитектура была завершенной.

В 1754 г. работу с ним начал Ю. Растрелли – на тот период он был самым почитаемым и известным архитектором. Но в предназначенные для столь масштабной работы сроки Растрелли уложиться, к сожалению, не смог: с 1754 г. по 1762 г. Эрмитаж все еще был в стадии незавершенного строительства. Елизавета Петровна, которая была заказчицей музея искусств и памяти семейного древа, в силу своей кончины в 1762 г. более не смогла контролировать строительство.

После смерти Елизаветы Петровны дворец и музеи начали свою вторую жизнь только в период правления Екатерины II. Она проявляла недюжинный интерес к искусству, и одним из хобби императрицы стало наполнение Эрмитажа коллекцией произведений искусства, многие из которых должны были послужить вариацией сохранения генеалогического древа: пока правители сменяли друг друга на престоле, музей хранил память об их делах и подвигах.

Екатерина II стала родоначальницей Государственного Эрмитажа. С ее руки были возведены Малый и Старый Эрмитажи, впоследствии появился театр при музее. Примечательно, что статус публичного музея Эрмитаж приобрел уже при Николае I. Это считается новой эпохой в истории Эрмитажа, который постепенно переставал быть достоянием исключительно королевской знати, переходя в статус культурного памятника всей русской истории.

Екатерина Великая, выстраивая Малые Эрмитажи, также пользовалась услугами только лучших архитекторов своих времен. Название их связано с театральной деятельностью: императрица любила устраивать на территории музея небольшие спектакли, с участием себя и приближенных лиц. Учитывая небольшой масштаб таких постановок, они стали называться в чете знати «малыми эрмитажами», а впоследствии название стало употребляться и в отношении зданий, на территории которых проводились частные концерты.

Так, в строительстве российских центров культуры участвовали Юрий Фельтен и Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот. При этом Юрий Фельтен считается автором Старого Эрмитажа, который архитектор спроектировал и построил в период с 1771 г. по 1787 г.

Пожар и новая эпоха в строительстве Эрмитажа

Масштабным периодом строительства Эрмитажа считается 19 в. Все потому, что 17 декабря 1837 г. здание вспыхнуло и горело двое суток. Это случилось в период правления Николая I. Он в свое время передавал полномочия Огюсту Монферрану для возведения Петровского и Фельдмаршальского залов, однако, было вынужден столкнуться с более серьезной проблемой. Им стала почти полная гибель Эрмитажа и всей системы Зимнего дворца.

Одной из причин, почему в 1837 г. Зимний дворец так и не удалось спасти, является ошибка в расчетах, во многом основанная на страхе архитекторов перед руководством и стремлении поскорее завершить свой проект. Монферран, учитывая все предпочтения правителя, создал стены с глубокими проходами внутри. Рядом было множество зеркал, а внутри самих стен архитектор расположил систему труб, одна из которых, вопреки требованиям безопасности при строительстве подобных сооружений, была тесно связана с выхлопной трубой.

Двороносы, которые жили на территории Зимнего дворца, в холодные зимние ночи предпочитали не отключать отопление. Для этого трубу они затыкали тряпкой из рогожи. Однажды по халатности один из двороносов забыл тряпку в трубе, которая провалилась внутрь, соприкоснулась с горячим источником трубы от печи и воспламенилась. Это и привело к первичному возгоранию.

Версий пожара было несколько: от поджога как способа противодействовать власти правителя до ошибок в инженерии. Большинство ученых сходятся во мнении, что причиной масштабного пожара на территории Эрмитажа является указанная халатность – не только со стороны дворцовых постояльцев, но и пожарного расчета.

Прибывшие по вызову о задымлении в Зимнем дворце пожарные довольно быстро нашли возгорание. Источник был на территории подпольной аптеки. Увидев, что труба в системе с дымоходом пылает от загоревшейся тряпки, они быстро ликвидировали источник возгорания, однако, не проследили, не распространился ли огонь на иные территории. Эта халатность впоследствии сыграла со всеми обитателями Эрмитажа и Зимнего дворца злую шутку.

Николай I, узнав о пожаре, сразу отправился к Зимнему дворцу, несмотря на свое пребывание в Большом театре. Он лично руководил пожарными расчетами, а также отрядами гвардейцев, которые пытались спасти величественный дворец от огня.

Усилиями нескольких групп были вынесены многочисленные предметы искусства из Эрмитажа. Все украшения, императорская мебель, животные при дворе, а также многие личные вещи из Зимнего дворца все же удалось достать. Их клали прямо на Дворцовой площади, а огромная толпа зевак, которая заполнила практически всю территорию перед Зимним дворцом, наблюдала за крушением одного из российских памятников культуры.

После того, как за 30 часов Зимний дворец почти полностью выгорел: второй и третий этажи были уничтожены, как и все убранство, оставшаяся мебель и предметы искусства внутри – Николай I провел расследование, желая обличить виновных. Были жестоко наказаны двороносы, которые использовались тряпки для обогрева труб, а также пожарные бригады, халатно справившиеся с пожаром при первичном его возгорании. Далее началась новая эпоха строительства Эрмитажа, которой руководил один из самых любимых архитекторов Николая I Огюст Монферран.

Когда в руках у Монферрана оказалась первичная схема Зимнего дворца, Монферран отметил ряд моментов, которые требовалось переделать. При этом факт своей виновности в случившемся Монферран не признавал, и его имя в сводках виновных лиц нигде не упоминалось. Причина простая: если бы Огюста признали виновным, тень упала бы и на имя самого императора. Николай I не хотел винить себя и свою семью в крахе объекта культурного наследия, семейном ложе многих поколений российских императоров, а потому среди немногих имен, которые упоминались в сводках виновных в пожаре лиц, можно было прочесть только капитана Щепетов. Он руководил пожарной бригадой, которая впервые приехала на вызов и халатно потушила лишь объект возгорания, а также бригадира, а по факту вице-президента гоф-интендантской конторы Щербинина, рабочие которого были непосредственно связаны с системой труб в здании.

Говоря о том, какая может быть реальная причина пожара, Монферран потом в своем отчете писал о том, что его деятельность, которая предусматривала возведение ряда этапов всего за 5 месяцев, должна была бы по всем канонам современного искусства быть построенной не менее, чем за 5 лет. Желание не стать виновным перед руководством, а также заслужить признание, подтвердив статус талантливого архитектора, сыграло над Монферраном злую шутку: его имя хоть и не упоминалось в сводках виновных лиц, однако, впоследствии в истории все ассоциировали именно этого архитектора, выполнявшего приказ Николай I в сжатые сроки построить слишком большие объекты сложного назначения, с великим пожаром 1837 г., который уничтожил первичную версию Эрмитажа и Зимнего дворца.

Новая эра Эрмитажа и сохранение истории

История Эрмитажа и Зимнего дворца продемонстрировали, как важно учитывать течение кода жизни, а также стараться увековечить память о предках. В создании памятника российской культуры участвовали многие известные люди, архитекторы и строительные бригады, а во главе стояли члены императорской семьи.

Но у каждого человека есть шанс сохранить свой цифровой памятник, который будет связывать его с историей его древа. Достаточно обратиться на сайт Код Памяти. Здесь можно разместить свое древо, проследив длительную историю - от поколений, про которых сложно найти данные без обращения к профессиональным историческим источникам.

Сохранение древа памяти – дань своей семье и предкам, желание сохранить лучшее и увековечить информацию для будущих поколений.