Найти в Дзене
История транспорта

Судьба генерала Василия Хоменко

История Ставропольского края в годы Великой Отечественной войны нашими современниками, к большому сожалению, исследована слабо. Настолько слабо, что порою возникают памятники и мемориальные доски, на которых «красуется» масса исторических неточностей. А между тем, в этой истории очень много интересных и необычных эпизодов. Взять хотя бы тот факт, что в сентябре 1942 года в группе армий «А» фашистского Вермахта, которая оккупировала Ставрополье, сменился командующий. Гитлер отстранил генерал-фельдмаршала Листа от командования за невыполнение задачи выхода к Каспийскому морю, и в течение двух месяцев лично осуществлял руководство войсками из своей ставки в Виннице. Так что формально часть Ставропольского края была оккупирована под руководством самого фюрера.

Интересна и трагическая судьба 44-й армии и её командующего – Василия Хоменко, освобождавшей Ставрополье от фашистов в январе 1943 года.

В начале войны, зимой 1941 – 1942 гг., армия участвовала в Керченско-Феодосийской наступательной операции, где 15 января 1942 года В полосе 44-й армии ситуация сложилась критически для советских войск. Крайне удачной для противника оказалась артиллерийская подготовка и авиационный налёт, предшествующий наступлению. Уже в первый час под артналёт попал штаб 44-й армии, в результате чего был тяжело ранен прежний командующий 44-й армией генерал-майор А.Н. Первушин, контужен начальник штаба армии С.Е. Рождественский, убит член военного совета армии А. Г. Комиссаров. Командование взял на себя генерал И.Ф. Дашичев. К середине дня оборона армии на её стыке с 51-й армией была прорвана, немецко-румынские части вышли к побережью Чёрного моря и 44-я армия была окружена в Феодосии.

Остатки войск армии были эвакуированы на Таманский полуостров, где в последующие месяцы армия была восстановлена. С лета 1942 года она участвовала в оборонительном этапе битвы за Кавказ. Попытки армии наступать оказались безуспешными. Осенью 1942 года армия была сформирована вновь, а командование ею принял генерал-майор Хоменко.

В.А. Хоменко
В.А. Хоменко
В.А. Хоменко
В.А. Хоменко

Василий Афанасьевич Хоменко родился 30 марта 1899 года в селе Петровском Воронежской губернии. Боевой путь в Красной Армии начал в 1918 году, в 19 лет. Звание генерал-майора получил 4 июня 1940 года. В январе 1943 года 44-я армия под его командованием участвовала в освобождении Ставропольского края от немецко-фашистских захватчиков. В дальнейшем армия участвовала в Ростовской, Миусской и Донбасской, Мелитопольской наступательных операциях.

Памятник разведчикам 44-й армии в городе Светлограде Ставропольского края на городском кладбище. На табличке надпись: «Воинам-разведчикам, погибшим 19 января 1943 при освобождении с. Петровского. Вечная Слава павшим за Родину». 2011 г. Автор Константин Кудинов, источник – Википедия
Памятник разведчикам 44-й армии в городе Светлограде Ставропольского края на городском кладбище. На табличке надпись: «Воинам-разведчикам, погибшим 19 января 1943 при освобождении с. Петровского. Вечная Слава павшим за Родину». 2011 г. Автор Константин Кудинов, источник – Википедия
Танк ИС-3 в селе Александровское (Ставропольский край) установлен в честь воинов 44-й армии освобождавших Александровский район от фашистов в период Великой Отечественной войны. Автор фото: Апатинаити. Источник - Википедия
Танк ИС-3 в селе Александровское (Ставропольский край) установлен в честь воинов 44-й армии освобождавших Александровский район от фашистов в период Великой Отечественной войны. Автор фото: Апатинаити. Источник - Википедия

20 октября 1943 года 44-я армия в составе 4-го Украинского фронта, где была выведена в резерв фронта и занимала оборону на рубеже Завадовка – Каховка – Британы. 2 ноября 1943 года армия освободила Каховку, 4 ноября – Мелитополь.

Утром 6 ноября 1943г. три автомашины выехали из штаба армии в с. Марьянское, где располагался штаб 10 стрелкового корпуса генерала И.А. Рубанюка. Пробыв здесь около двух часов, колонна направились дальше – в 63-й стрелковый корпус генерал-майора П.К. Кошевого.
Трофейную машину марки БМВ вел сам В. Хоменко. Рядом с ним сидел командующий артиллерией 44 армии, генерал-майор Сергей Алексеевич Бобков. За ними шла машина «виллис», в которой, кроме шофера, находились адъютант командующего, его личный шофер и шифровальщик капитан Душкин. Позади шел грузовой «додж», за рулем которого был водитель И. Лисецкий, четко выполнявший приказ командующего, полученный накануне в Каховке: соблюдать дистанцию около 100 метров. Под брезентовым тентом в этой машине была смонтирована трофейная рация «ЗО ВС-В», начальником которой был лейтенант М. Ляпах, радистами – старшины В. Нечаев и Н. Барсуков.
Из воспоминаний бывшего начальника штаба 4-го Украинского фронта, маршала С.С. Бирюзова:

«В то время войска 44-й армии только еще занимали свои новые позиции под Никополем. Сплошного фронта там не было. К командному пункту 63-го стрелкового корпуса П.К. Кошевого вели три дороги. Но одна из них шла через расположение войск противника. Генерал Хоменко ошибся в ориентировке и попал как раз на эту дорогу. Гитлеровцы подпустили нежданных «гостей» на близкое расстояние и открыли по ним огонь почти в упор. Чудом удалось спастись лишь одной машине, двигавшейся последней. Тяжело раненные офицер и радист, сохранив документы, вернулись в штаб корпуса...

…Спасти тт. Хоменко, Бобкова и всех, кто сопровождал их, не удалось. Гитлеровцы потом сочиняли небылицы, писали в своих листовках, что советские генералы добровольно перешли на сторону врага. Никто из нас этому не верил. Мы отлично знали, что такие, как Хоменко и Бобков, живыми врагу не сдадутся. Однако сам по себе случай был крайне неприятным. Командующий армией заблудился в расположении своих частей и по ошибке заехал — к противнику! Верховный Главнокомандующий распорядился о расформировании управления 44-й армии и немедленной передаче её войск в другие объединения фронта. А заодно на нас обрушились и иные немилости со стороны И.В. Сталина».

На следующий день Сталин издал директиву, которой запретил командующим фронтов лично управлять автомобилями. В директиве, в частности, говорилось:

«6 ноября командующий 44-й армией генерал-лейтенант Хоменко и командующий артиллерией той же армии генерал-майор Бобков при выезде в штабы корпусов потеряли ориентировку, попали в район расположения противника, при столкновении с которым в машине, управляемой лично Хоменко, заглох мотор и эти лица также были захвачены немцами со всеми находящимися при них документами. Этот позорный случай произошёл несмотря на предупреждение командира 10 гв. ск генерал-майора Рубанюка о том, что Хоменко и лица, его сопровождающие, поехали не по той дороге. На сделанное ему предупреждение, Хоменко самоуверенно ответил: «Вы меня не учите, я умею читать карту» и продолжал движение в сторону противника.

Командующим войсками фронтов и отдельных армий:

1. Запретить выезд командующих армиями и корпусами без разведки и охраны.

2. При выезде в войска, от штаба корпуса и ниже, не брать с собой никаких оперативных документов, за исключением чистой карты района поездки…

4. Запретить высшему начальствующему составу личное управление автомашинами».

7 ноября 1943 года И. Сталин.

По инициативе Каховского исторического музея 19 июня 2018 года состоялась поисковая экспедиция в поисках места гибели командарма Хоменко. Каховскими следопытами было установлено, что последним местом сражения военных была балка между селом Маринским и хутором Средним.

Василий Хоменко и Сергей Бобков в числе других воинов 44-й армии, погибших при освобождении, были похоронены в Мелитополе в 1944 году в братской могиле. На месте захоронения освободителей 4 ноября 1967 года был открыт мемориальный комплекс «Братская могила».

Мемориальный комплекс «Братская могила». Запорожская область, город Мелитополь, 4 июня 2014 г. Автор указан на фото, источник – Википедия
Мемориальный комплекс «Братская могила». Запорожская область, город Мелитополь, 4 июня 2014 г. Автор указан на фото, источник – Википедия

Уважаемые подписчики и гости канала! Если вы недавно в моём блоге и вас интересуют другие статьи на тему истории Ставрополья, то в этой подборке

История Ставрополя и края | История транспорта | Дзен

вы можете посмотреть ещё 59 статей на данную тему.

Спасибо за внимание.