Найти в Дзене
(Не)Страшная Школа

Как реагировать на оценки ребенка?

Оглавление
Photo by Jack Moreh from Freerange Stock
Photo by Jack Moreh from Freerange Stock

Оценки – неотъемлемая часть учебного процесса ребенка. В наше время есть ряд альтернативных вариантов, которые позволяют обучаться без оценок, но даже в этом случае в конце пути ученику предстоит сдать итоговую аттестацию, которая будет оцениваться для аттестата. Школьные оценки были предметом споров, сколько я вообще помню школу. Нужны или не нужны? Достаточно ли пятибалльной системы? Нужно ли иметь хорошие оценки по всем предметам? Справедливо ли их выставляют? Как реагировать родителям на хорошие и плохие оценки? Как их исправлять? Вот только основные вопросы, которыми задаются и в школах, и дома. Сегодня хотела бы поделиться с вами своим видением ответов на эти вопросы. Ну и, как обычно, жду ваши мнения в комментариях.

И снова по следам комментариев. Напомню, что тот факт, что каждый родитель – отдельная личность со своим мнением, является непререкаемым. Ни одна статья в данном блоге не преследует цель рассказать, что у всех так и всем так надо. Я всегда рада читать ваши истории и ваши мнения, в том числе в корне отличающиеся от моего, однако не отвечаю на комментарии, сформулированные в ключе «Автор дурак, пишет бред, потому что лично у меня и моих друзей все не так». Вежливость – залог здорового общения и, кстати, здорового родительства тоже 😉

А мы начинаем разбираться.

Нужны или не нужны оценки?

Давайте будем честны: такова природа человека и нашего общества. Мы оцениваем всегда. Причем, как других, так и себя. Наша работа оценивается в деньгах и признательности людей рядом. Наш труд по дому оценивается улыбками и отношением семьи. Любой поступок, который мы совершаем, оценивается как со стороны, так и внутренними установками. Любые усилия так или иначе влекут за собой какую-то оценку. Проблема заключается в том, что у детей самооценка еще только формируется. Они подвержены острому влиянию чужого мнения: родителей, учителя, одноклассников. Все мы знаем, как больно бьет это прилипшее с ранних классов «двоечник», а ряд стереотипов часто и слово «отличник» заставляет воспринимать в негативном ключе. Существуют системы образования, в которых оценок либо нет вовсе, либо они являются скрытой информацией, чтобы дети и родители не сравнивали себя друг с другом. Помогает ли это? Пожалуй, это помогает не отождествлять себя с оценками. И, на мой взгляд, является выбором легкого пути. Ученики в любом случае научатся получать свои «оценки». Давайте посмотрим на те же фильмы, которые пришли к нам из культур, где не принято меряться оценками. Какое значение в этих фильмах имеет популярность, внешность, количество друзей? Без ярлыков «двоечник» и «отличник» они повесят ярлыки «королева школы» и «ботаник». То есть в рамках социума ребенок будет оценен в любом случае. На его самооценку отношение других ляжет в любом случае. И не проще ли, если оценка будет четкой и выраженной в цифре, а задача объяснить ребенку, что «2» по математике не означает, что он «глупый», а означает лишь то, что он не понял или не попытался понять материал урока, ляжет на родителей, как и любая воспитательная задача?

Достаточно ли пятибалльной системы?

Наша пятибалльная система – одна из самых «маленьких» в мире. Кажется, что измерить знания таким образом довольно трудно. Однако мы привыкли, и если сравнить в масштабах, то системы выйдут везде примерно одинаковые. Для бОльшей эффективности учебы все же предлагаю воспринимать цифры не просто как цифры, но и добавить им значимости и родительского понимания проблем. Об этом мы поговорим, когда доберемся до реакции родителей.

Нужно ли иметь хорошие оценки по всем предметам?

Чтобы ответить на этот вопрос, неплохо сперва понять, а что вообще вам нужно. Воспитывая детей, мы все имеем какие-то ожидания. Другое дело, совпадут ли эти ожидания с планами ребенка, когда он вырастет, но лет до 12-13 наши ожидания точно играют огромную роль. Сразу оговорюсь, что лично я считаю неадекватными любые карьерные ожидания родителей. «У нас уже пять поколений врачей и она тоже будет врачом», «Хочу, чтоб мой ребенок имел престижную работу», «Я всю жизнь пашу на стройке, пусть мой сын работает в офисе» - все это отличные способы рано или поздно испортить отношения со своим ребенком. Другое дело, когда сын или дочь сами выбрали, что им нравится и кем они хотят стать, и родители помогают этого достичь. Так что здесь я скорее о личностных ожиданиях. Если ваше желание – чтобы ребенок никогда не испытывал стресса, жил свободной полностью личностью и получал от жизни удовольствие – то логично будет, если оценки для вас не важны вовсе. И это нормально. Кто знает, может быть у вашей семьи есть средства позволить безбедное и легкое существование не только детей, но и внуков. Может быть, ваш образ жизни в силу обычаев или религии не связан с карьерной и рабочей гонкой? Почему бы и нет? А может, вы хотите вырастить человека, который стремится и любит побеждать? Тогда, конечно, для вас важно, чтобы он стремился иметь «5» везде. И это тоже нормально, главное при таком подходе не спутать поддержку с давлением. Или, может быть, вы хотите, чтобы человечку, который растет под вашей ответственностью, было комфортно в обществе, он не чувствовал себя хуже других и не стыдился себя? Тогда, возможно, не «5», но приемлемо-хороший результат – то, что вам нужно. Все это, на мой взгляд, здоровые подходы.

Нездоровый – когда ребенок в силу склада ума или просто лени стабильно и кругом плох, а родители, видя это и то, какой дискомфорт создает ему это в учебе, выдают что-то вроде «Ну вот такой он у нас, мы его и таким любим». Любить ребенка любым – замечательно, но, на мой взгляд, это выглядит как «Ну и что, что он заболел, я все равно его люблю, без лекарств обойдемся».

Справедливо ли выставляют оценки?

Пожалуй, это одна из главных претензий к школе. Будучи отличницей, я не раз слышала, что мне «натягивают» оценки. Порой, это действительно было так. Классе в 8-9 мне разрешали исправить, ну и стабильно «натягивали» до пятерки по физкультуре. Правда, тут у меня возникал вопрос, почему же решили вдруг натягивать именно мне? Ведь я пришла в школу в 1 класс вместе со всеми остальными, и никто меня в этой школе не знал. Не связано ли это как-то с тем, что предыдущие 7 лет я ни разу не появлялась плохо подготовленной и за эти годы учителя успели запомнить, что если я недопоняла сегодня, то пойму завтра? Разве что-то мешало сделать то же самое кому-то еще? Однако я не буду спорить с тем, что часто выставление оценок действительно оказывается несправедливым. Я сталкивалась с тем, что ученикам ставили «2» за контрольную во время их болезни, когда ребенок контрольную вообще не писал. Сталкивалась с тем, что за четверть выставляли 4 при всех текущих 5. Видела, как учителя проверяли тесты по ключам, не обращая внимания на то, что в ключах ошибка. Помню, как однажды в школе, пересказывая текст, трижды повторила один и тот же момент, и в итоге получила 3, потому что по словам учителя я этого не сказала. И каждый такой несправедливый момент на моей памяти решался диалогом с учителем. Диалогом родителя с учителем. Который начинался не с претензии, а с вежливого и участливого вопроса родителя о том, почему была выставлена такая оценка и что нужно сделать, чтобы стало лучше. В основном, учителя только рады участию семьи в процессе и готовы объяснить, где у ребенка пробелы.

Тревожные звоночки и повод обратиться выше:

- учитель говорит что-то вроде «на 5 даже я не знаю»

- учитель намекает, что плохие оценки у ребенка, потому что «на платные курсы он не ходит» или «ну если хотите, я еще репетиторством занимаюсь». К слову, если вдруг кто-то не знает, учителям запрещено заниматься репетиторством со своими учениками.

- учитель дает обтекаемые ответы типа «ну выше он не знает» или «ну а что вы хотели, вы же новенькие», а то и вовсе «у меня такие правила», и не может конкретно сказать, что нужно подтянуть ребенку, чтобы исправить результат.

- родитель разбирается в предмете и пытается прицельно поговорить с учителем о проблеме, а учитель откровенно «плавает» в материале.

Как реагировать на оценки и надо ли их исправлять?

Давайте сперва вообще смотреть, что должны для родителей означать эти оценки.

5 – означает, что ребенок или справляется идеально, или (в зависимости от строгости учителя) допускает незначительные погрешности.

Как реагировать? Хвалить! Да, даже если ребенок отличник. Да, даже если он вам восемь пятерок за один день принес. Это его победа, это он в своем маленьком возрасте справился со своей маленькой задачей.

ДА!

- Ого! Молодец, супер!

- Ничего себе, серьезно, ты сам все правильно решил?!!

- Класс! Горжусь тобой!

- А можно почитать это твое сочинение?

НЕТ!

- Угу.

- Ну вот, можешь же. Еще б по геометрии так.

- А чего с минусом?

- Ну в конце четверти посмотрим.

- Молодец! Весь в мать! (мать тоже молодец, но мы хвалим ребенка, а не себя)

4 – ребенок хорошо знает предмет. Хорошо, но не идеально. Допускает ошибки или безошибочно справляется только с простыми задачами.

Как реагировать? В зависимости от ваших воспитательных целей, о которых мы говорили выше, или хвалить (тогда подойдут фразы выше) или выяснить, чего не хватило.

ДА!

- Все равно здорово. А какие задания не получились?

- Давай посмотрим вместе, какие ошибки?

- Я плохо в этом разбираюсь, хочешь найду тебе видео, как это решить / репетитора?

- Попробуем в следующий раз сделать лучше.

НЕТ!

- Ну правильно. Зато в телефоне вчера сидел вместо подготовки.

- А у Маши что? Ну вот у Маши почему-то 5.

- Вообще скатился!

- Сиди и думай, как исправить.

Данными негативными ответами мы как бы показываем ребенку, что любой хороший, но не идеальный результат делает его в наших глазах плохим в целом. Даже если мы не это имели в виду. Ну а если имели в виду правда это, то родителям сперва следует заняться своей самооценкой. Очень тяжело, когда сам взрослый испытывает вину за четверку своего ребенка по старым заржавевшим причинам «меня мама будет ругать». Многие

3 – что-то как-то ребенок знает или списал удачно. Но это точно не его.

2 – ребенок вообще не справился даже на самом минимальном уровне.

А вот когда речь идет о негативных оценках, очень важно разобраться в причинах. Ребенок не понимает? Или ребенок не делает дз, в окно смотрит на уроке и списывает на контрольной?

Ребенок не понимает… И сам не поймет. Он уже что-то упустил, он уже не догоняет класс, дальше будет хуже.

ДА!

- Эх… Жаль. Ладно, давай разбираться, что там не получается.

- А исправить можно? Нужно подготовиться лучше, тебе помочь?

- Я расстроен. Как думаешь, почему у тебя такой результат?

НЕТ!

- Пока не исправишь, никакого телевизора! (еще б отсутствие телевизора умело разъяснять темы)

- Ты у меня дурак что ли?

- Почему с твоим братом таких проблем нет? (отвратительная фраза, я бы думала, что она бывает только в кино, если бы несколько раз не слышала, как это говорят детям)

- Ну ничего страшного, оценки – не главное. (мы как бы показываем ребенку, что его старания и усилия в общем не имеют значения. Вообще не важно, насколько он пытается. Может и не пытаться. Можно прям сейчас сесть и ничего не делать).

Ребенок не делал и не пытался. Совсем другая история. И тут я за негативную реакцию.

ДА!

- Никакого телевизора, пока не исправишь! (тут правда вопрос лени и отвлечения на телевизоры, телефоны, еще что-то)

- Знаешь, я тоже хочу пойти гулять, сесть смотреть телевизор или поваляться в телефоне. Но мне нужно заработать денег, чтобы нам было, что есть, а потом еще приготовить это «есть». Давай напряжемся и каждый сделает, что должен. А потом все будем отдыхать. Иначе получается не честно.

- Твое право учиться так, если ты хочешь. Но мне будет обидно, что все решат, будто я не могу помочь своему ребенку и не умею воспитывать.

- Давай подумаем, кем ты хочешь стать, когда вырастешь, выберем те предметы, которые для этого нужны, и ты пообещаешь по ним старательно и хорошо заниматься.

НЕТ!

- Крики, обвинения.

- Наказания обязанностями. «Раз получил 2, пока не уберешься дома, никуда не пойдешь!» (это не связанные вещи, человек должен и «рабочие» обязанности хорошо делать и домашние)

- Сравнения с другими. (делают хуже в 100% случаев)

- Сиди и учи! (он уже провалился в своей самоорганизации. И пока обратно не отстроит, придется помогать).

Оценку 1 в последнее время ставят исключительно в виде наказания. А значит, если вы такое увидели в успеваемости своего ребенка, то это точно повод для серьезного разговора как с самим ребенком, так и с учителем.

Оговорюсь также, что все вышесказанное относится к четвертным и текущим оценкам. К средней школе. Когда речь идет об ОГЭ и ЕГЭ наша родительская реакция должна быть поддерживающей всегда, при любом результате. Время на воспитание было раньше, а когда почти взрослый человек перешагивает порог во взрослую жизнь, остается крепко держать за руку того, кого уже воспитали.