Найти тему
Владимир Кузьмин

Честный Знак. Сколько стоит на самом деле.

По задумке "цифровизаторов", предприниматель не должен заниматься управлением в сложившихся тяжёлых условиях, он должен Ctrl+C, Ctrl+V!

Если вы не знаете с чего начать внедрение Честного Знака, как пользоваться, напишите в комментариях! Подготовлю простую инструкцию по использованию для малых предприятий лёгкой промышленности.

Начну с перечисления мифов:

  1. Стоимость маркировки всего 60 копеек и это не может повлиять на стоимость продукции.
  2. Цель системы - обеление рынка и защита граждан от контрафактной продукции.
  3. Цифровизация делает бизнес более прозрачным и современным. Позволяет лучше реагировать на запрос потребителей.

Далее будет конкретика по каждому из них. Почему это ложь и к чему эта ложь приведёт.

Начнём с того, сколько на самом деле стоит Честный Знак для производителя и потребителя. 60 копеек – это байка для идиотов, конечная стоимость маркировки легко может перевалить за 10% себестоимости. Для примера возьмём предприятие, выпускающее до 10.000 единиц продукции в месяц с себестоимостью 300-400 рублей за единицу (600-900 руб. в рознице). Это может быть что угодно, допустим, шапки с большим количеством моделей и модификаций (мы же хотим угодить каждому). Продаются они в специализированных магазинах, крупных сетях, везде. Далее для примера буду использовать тот же портрет участника оборота.

Из чего состоит стоимость маркировки:

1. Ежегодный взнос в ассоциацию. 15000 руб. (+0,12 руб./изделие).

2. Годовая лицензия на сервис ЭДО с возможностью передачи данных ГИС МТ для производителя и продавца. Цены у всех разные, примерная стоимость 17000*2 руб. (+0,28 руб./изделие).

3. Годовая лицензия на сервис для заказа и обработки кодов для производителя и продавца. Также есть варианты, пусть это будет 6000*2 руб. (+0,1 руб./изделие).

4. Сотрудник, занимающийся цифровой частью и всё необходимое оборудование/лицензии с учётом налогов (система на столько умная, что функционирует только под воздействием тупого труда). От 70000 руб./месяц (+7 руб./изделие).

5. Код и носитель (бумага) 0,6 и 1 руб. соответственно. (+1,6 руб./изделие).

6. Новые процессы при производстве (допустим мы пошли самым дешёвым путём и нагрузили уже работающего сотрудника). Примерно +5 руб./изделие.

7. Новые процессы при отгрузке и приёмке. Примерно +7 руб./изделие.

8. Площадь, оборудование и лицензии ПО для новых процессов, сотрудников, прибавка к зарплате бухгалтера, юриста и прочие доставки, остатки сырья, перемаркировки, агрегации и ошибки - бесценно.

9. Всё вышеперечисленное влияет на расчёт стоимости, а следовательно, и на налогооблагаемую базу.

10. Большую часть из вышеперечисленного можно оптимизировать с помощью цифровых технологий. Стоимость оптимизации начинается от 600.000 руб. (в результате вы всё равно будете платить, просто появится хоть какое-то время на управление бизнесом).

Суммарно получился минимум 21,1 рубля/изделие + около 40 копеек дополнительных налогов. Вроде мелочи, но это уже примерно 6% к себестоимости и столько же процентов к стоимости на полке. При том, с увеличением партии вы не сможете полностью «размыть» удорожание, поскольку там и процессов будет больше, да и лицензии будут ощутимо дороже. Мне попадались решения свыше миллиона в год для больших потоков. Куда идут все эти деньги? В основном в трубу, просто пережигание ресурсов в пустую, часть идёт цифровикам.

Мы посчитали время, которое нам бы потребовалось, чтобы ввести в Национальный Каталог всю нашу продукцию, выгрузку и обработку кодов. Результат - 18000 человеко-часов или 2 года в режиме 24/7 без выходных и праздничных.

Ещё одним занимательным эффектом является то, что это не единоразовое подорожание. Рост стоимости потребительских товаров ведёт к необходимости повышения зарплат (особенно в условиях дефицита кадров), а это повышение издержек, новый рост и так пока не будет достигнут баланс.

Обеление рынка и защита от контрафакта.

Хочу обратить внимание на то, что речи о проверке качества пока не идёт. Её и не будет, поскольку подтверждение качества носит исключительно декларативный характер: вы просто добавляете сведения о документации. Если же у вас нет декларации, то у вас, конечно же, огромные проблемы: вам придётся её купить по одному из сотен объявлений.

Главным интересантом в вопросе борьбы с подделками всегда является производитель оригинальной продукции. Чем меньше подделок, чем проще защитить свои права, тем выше продажи. Если цель в защите потребителя от контрафакта, то достаточно предложить бизнесу инструменты по защите своего продукта. Если сравнить вышеперечисленные издержки с ценой патентования, стоимостью процедур отстаивания, то вопросов конечно не возникнет. Производя шапки, вы в жизни не станете патентовать модели и уж тем более модификации. Вы разоритесь примерно через минуту после начала, а раз нет никаких прав, то и защитить их не выйдет.

Примерно такая же история и с обелением рынка. Честный Знак не делает ничего нового: торговавшие «в белую» итак торговали, а рынки не собираются принимать новых правил. Дополнительный разрыв в себестоимости только склонит «белых» на тёмную сторону. Зачем эта куча бюрократии и органов, желающих проникнуть туда, куда никто бы не хотел проникновения.

А что с модой на цифровизацию?

Особенностью умных технологий, помимо их огромной цены, является то, что они очень тупые. Тот же Честный Знак абсолютно не приспособлен к тем операциям, которые предлагается исполнять участнику оборота (как будто систему писал Яндекс. Их коронный почерк). Если у вас несколько десятков моделей с размерным рядом, модификациями, то количество кодов (GTIN) по каждой модели легко достигает 300-500. Пользователь не может сделать выгрузку для дальнейшей работы с кодами, не может полноценно сортировать, не может массово редактировать, даже вводить в оборот придётся небольшими группами.

Личный пример: у нас как раз 500 кодов на модель. Одна (из десятков) группа моделей содержит около 7000 GTIN. Подписать можно максимум 100, обработка до 5 минут, итого 6 часов только на подписание карточек. Чушь с внесением, редактированием даже не затрагиваю. На текущий момент, время на документальную обработку заказа выросло с 10 минут до 3 часов.

Ещё одним удивительным интегративным качеством цифровизации стало то, что конкуренция теперь приводит… к повышению цен. Покупатель закладывается в себестоимость, и тут всё по законам рынка: чем меньше, тем дороже, а в условиях конкуренции покупателей всегда меньше чем при монополии. Если конкуренция происходит в условии дефицита кадров, то рост стоимости будет ещё большим. Производитель не может так свободно расширять модельный ряд, производителя принуждают к сокращению ассортимента. Доступные методы борьбы: дорогая реклама и переманивание персонала (каждый из вариантов – большие издержки), конкурент отвечает, и вот уже оба вынуждены поднимать цены.

Если суммировать, то процессы похожи на то, что делал с экономикой Хрущёв. Исход, полагаю, будет таким же.