Найти тему

Эксперт: из-за роста числа посредников при проведении оплат доставка из КНР подорожала на 10%

Количество транзитных стран, которые встраивают в финансовые цепочки, выросло до семи

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Китайские банки в июле стремительно меняют свои регламенты, а некоторые из них и вовсе перестали обслуживать транзакции между Россией и Китаем. Об этом заявила начальник отдела закупок и ВЭД компании «Прометей» Катерина Шарапова.

История вопроса:

– Теперь, если в цепочке транзакций участвует Bank of China, платеж не проходит, даже при условии отправки несанкционным российским банком, – отметила эксперт.

Еще одной проблемой для российских участников ВЭД, по словам генерального директора компании «Азия Хим» Евы Карениной, стало распоряжение Министерства коммерции Китая от 30 мая 2024 года. Правительство Поднебесной ввело меры экспортного контроля для определенных групп товаров, которые могут быть классифицированы как «товары двойного назначения».

– С одной стороны, Китай – дружественная России страна, но с другой стороны, проверки грузов на «санкционность» стали более тщательными. Пока не очень понятно, в какую игру играют наши восточные партнеры, но на данный момент, ситуация складывается плачевная, – объяснила собеседница «Логируса».

Каналов отправки денежных средств становится все меньше. Проводить прямые оплаты становится сложнее день ото дня, поэтому приходится прибегать к услугам контрагентов в других странах, рассказали «Логирусу» в компании Asia Import Group. Однако встраивание дополнительных звеньев в финансовые цепочки приводит к тому, что доставка из КНР дорожает примерно на 10%.

Наиболее рабочими способами расчетов с контрагентами в Китае Ева Каренина считает следующие. Первый – через шанхайский офис ВТБ при условии открытого счета у партнера в Поднебесной. Второй – более долгий и затратный – цепочка из семи стран.

– К сожалению, цепочка с меньшим количеством участников сразу же будет разоблачена, а значит, и оплата не пройдет, – добавила эксперт.

По словам президента Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексея Подщеколдина, в китайском офисе ВТБ тоже не все гладко: большой наплыв клиентов, желающих открыть счет, практически парализовал работу банка и платежи просто не успевают обрабатывать.

– Проблема с платежами в Китай огромна, и этот клубок нерешенных вопросов с каждым днем становится все больше. Сейчас порядка 90% участников автомобильного рынка не знают, как провести оплату. Это может привести к остановке поставок в Россию автомобилей и комплектующих, – подчеркнул Алексей Подщеколдин.

Эксперты торгово-логистической компании Asia Import Group отмечают, что летом несколько небольших региональных банков КНР начали принимать платежи из РФ напрямую. Однако это не сильно помогло в переводе средств за грузы. Причина в том, что китайским поставщикам не открывают новые счета в таких кредитных организациях.

– По словам наших китайских партнеров, банки просто сообщают, что не готовы открыть счет, объясняя это большим потоком заявок. Кроме того, небольшие финансовые организации КНР устанавливают минимальные суммы для перевода из России. Такой лимит может составлять 500 000 рублей. Платежи доходят в течение двух недель, – объяснили в Asia Import Group.

Причина затруднений в вопросах финансовой логистики, считает начальник отдела закупок и ВЭД компании «Прометей» Катерина Шарапова, в санкциях, которые нацелены уже не на «расширение ассортимента санкционных товаров, а на проработку механизма обхода запретов».

– На первый взгляд, они менее «хайповые», но на самом деле – более болезненные для российского бизнеса, – добавила собеседница «Логируса».

Решением вопроса финансовой логистики может стать собственный офис российской компании в Китае, работающий с экспортной выручкой. Генеральный директор «АзияХим» Ева Каренина объяснила, что путем ее перераспределения, китайский офис, работающий на отгрузку товара с еще 40 странами, может избежать проблем с проведением платежей.

– При этом вопрос экспортного контроля со стороны Китая пока еще остается непонятным. Насколько серьезными будут новые ограничения, пока неизвестно. Но думаю, что через пару недель ситуация немного прояснится, – отметила эксперт.

Условий для позитивных перспектив в вопросах финансовой логистики между Китаем и Россией начальник отдела закупок и ВЭД компании «Прометей» Катерина Шарапова не видит. По словам собеседницы «Логируса», изменения будут «сыпаться» не только из-за границы, но и от внутренних регуляторов. Поэтому, крайне важно проводить все сделки в рамках закона, чтобы избежать штрафов и наказаний.

– И, конечно, выиграет тот, кто быстрее приспособится к новым условиям, у кого в рукаве будет не туз, а колода, – резюмировала эксперт.

Напомним, что после вступления в силу 14-го пакета санкций Евросоюза, финансовая логистика с Китаем снова усложнилась. Если раньше платежи между ВТБ и его «китайской дочкой» проходили в течение суток, то сейчас они снова замедлились и сроки получения китайскими партнерами денег доходят до двух недель. LR