Наверное, из всех наркоматов только НКВД выпала самая тяжелая судьба, если смотреть даже просто по количеству обсуждаемого материала про эпоху СССР в медиапространстве.
Сегодня либералов всех мастей хлебом с пармезаном не корми, дай им только обгадить НАРОДНЫЙ комиссариат внутренних дел. Чего и сколько они только не настрочили уже.
Кто пропустил предыдущие публикации, тот может пролистать назад или нажав на «аватарку», зайти в тематическую подборку и там прочитать
Исписаны тонны бумаг, выпущены миллионы тиражей толстенных романов для ширпотреба, не несущие ни капли исторической правды. Картина уникальная.Писаки берутся обсуждать и критиковать тему, о которой совершенно не имеют понятия.
Эти горе-эксперты в своём большинстве даже не знают, что в состав НКВД входили, к примеру, пограничные войска и даже ЗАГСы. Помните Кису Воробьянинова из «12 стульев» Ильфа и Петрова?
Так ведь Ипполит Матвеевич работал в Старгородском ЗАГСе, а значит был штатным сотрудником НКВД… Злобный и беспощадный к врагам советской власти НКВДэшник. Типичный, да?
Инициировал создание НКВД Сталин в 1934 году на Политбюро ЦК с включением в его состав ГПУ – Государственного политического управления. С какой целью это было сделано?
Была ведь создана сразу после революции Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК), позднее Главное политуправление (ГПУ). Они были призваны контролировать, по сути, всё самое важное, что происходило тогда в Советском Союзе. Боролась с контрреволюцией, бандитизмом, терроризмом…
Да очень просто. Методы борьбы устарели. Страна росла и развивалась. Возникла необходимость в структуре, которая уже бы опиралась на ЗАКОН, а не просто на революционную бдительность и сознательность.
Именно поэтому, постановлением Политбюро была упразднена судебная коллегия ОГПУ. Таким образом НКВД лишилось судебных полномочий, а значит и функций «карательного» органа власти.
В любом случае именно так и было задумано изначально. Но… через непродолжительное время репрессивный аппарат заработал ещё жёстче. 1937-38 годы показали это в полной мере.
Стоит отметить, что в то время прокурор Акулов и народный комиссар юстиции Крыленко, отнеслись к отдельным положениям проекта Постановления Политбюро довольно таки критически.
Сталину ими была представлена служебная записка, в которой прокурор просит ограничить и внесудебные полномочия ОГПУ. Вопрос ставится о так называемых «тройках», которые были вправе принимать решения как по «контрреволюционным статьям», так и по уголовным, вплоть до расстрела.
Прокурор считает, что функции дублируются, да и концентрация такой власти в одной структуре ставит под сомнение всю работу прокуратуры и минюста.
А кому из начальников понравится, если у него хотят отобрать полномочия? Вот за эти самые «тройки» и развернулась самая настоящая бумажная война между ведомствами.
Была попытка исключить из окончательного варианта Положения об НКВД тезис об особых полномочиях для отдельных удалённых регионов Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана, где предусматривалось создание из руководителей управлений спецкомиссий с правом вынесения вердикта. То-есть это были те же «тройки».
Этим комиссиям вменялось в обязанность изучение материалов следствия так-же как и рассмотрение дел в отношении особо опасных лиц. То-есть всё тех же самых «контриков».
А клеймо «контрреволюционного элемента» мог заработать любой в Советском Союзе в те годы. Все наслышаны, наверное, про 58-ю статью? Самая распространённая, однако, она стала в то время. Кого угодно под неё можно было подвести.
В 1935-м году выходит Приказ НКВД № Э 00195, согласно которому «тройки народной милиции» теперь получали полномочия самостоятельно принимать на особых совещаниях решения в отношении деклассированных и уголовных элементов.
Ужесточение объясняется тем, что в декабре 1934-года убили Кирова. И это несмотря на то, что в этом же, 1935-м году, Генеральный прокурор заявил о необходимости усиления прокурорского надзора. Впрочем, чекисты никогда раньше не обращали особого внимания на мнение прокуратуры.
Чекисты выпускают специальную инструкцию для внутреннего пользования, которая даёт право на проведение арестов без согласования с прокуратурой по таким делам, как контрреволюционный бандитизм, шпионаж, измена, теракты и даже против антипартийной организованной деятельности.
Прокуратура не «дёргалась». Если уважаемым чекистам нравиться этим заниматься – пожалуйста. Только постарайтесь хотя бы видимость соцзаконности блюсти …
Думали-думали и придумали, как это сделать. Решили, что всё-таки чекисты, хоть и формально, но обязаны были после проведения в течение 10-14 дней следственных мероприятий брать в прокуратуре санкцию.
Просто этого времени обычно хватало для расследования. Если вина подследственного была доказана, то санкцию можно без проблем и задним числом было оформить. А потом уже за дело бралась «тройка», в которой решение принималось моментально, в том числе «расстрел».
Формально прокуратура оставалась не причём, за всё отвечали чекисты. В принципе, подобная практика принятия решений сформировалась ещё до 30-х годов. ВЧК решала всё за всех и всегда: «наркомюст» - ты кто такой, почему не знаю…
В. И. Ленин, впрочем, писал и говорил неоднократно о том, что надо создать рабоче-крестьянский уголовный кодекс, но чекисты на это просто не обращали внимания. А с ними никто и не пытался спорить. Ведь защита завоеваний революции – это самое главное…
Благодарю за прочтение! Продолжение следует!
Если вы с автором в чём-то не согласны, то напишите, пожалуйста, своё мнение в комментариях. Пардон - за грубость, сквернословие и хамство комментарии удаляю, а авторов блокирую
Читайте также на канале: